Однако потенциальное укрепление валюты, рост себестоимости производства, гипертрофированный рост мощностей отдельных секторов экономики стимулируют инвесторов искать альтернативные рынки для инвестиций — рынки, которые были бы похожи на Китай 20 лет назад и в перспективе могли бы повторить его успех. Есть лишь несколько регионов, которые соответствуют этим параметрам и могут быть потенциально привлекательными для институциональных и частных инвесторов. Это Индия и так называемая область реки Меконг.
Индия — седьмая по размеру экономика мира, и второй год подряд она демонстрирует самый высокий рост среди стран «большой двадцатки». Согласно консенсус-прогнозу, в следующие три года ее ВВП в реальном выражении будет расти более чем на 7% ежегодно, опережая Китай в среднем на 1%.
В Индии проживает около 18% всего населения Земли, это вторая по численности населения страна в мире. Средний возраст жителя составляет 27 лет (для сравнения: в Китае — 37 лет). Уровень урбанизации в стране низкий — 33%, что сопоставимо с Вьетнамом, Суданом, Мьянмой или Китаем в 1996 году. Текущий уровень урбанизации в Китае — 57%, в Бразилии — 86%, в России — 74%. Перспективы роста доли урбанизированного населения в Индии создают основу для реализации в ближайшем будущем масштабных инфраструктурных проектов.
Экономические реформы — еще одна причина роста инвестиционной привлекательности Индии для глобальных инвесторов. Например, недавняя денежная реформа была направлена на уменьшение теневой экономики. Индия имеет хорошие предпосылки к продолжению роста, что, в свою очередь, должно привести к росту фондового рынка. Сегодня его капитализация составляет $1,1 млрд, что сопоставимо с Южной Кореей, в два раза больше, чем в Бразилии, и в три раза больше нынешней капитализации России. При этом рынок Индии в два раза меньше французского и в 2,5 раза меньше китайского.
При этом индийский фондовый рынок уже достаточно зрелый по количеству и размерам фондов, инвестирующих в этот регион. По нашим оценкам, фондов и ETF, которые предлагают Индию в качестве одной из якорных инвестиций, более сотни. При этом более 50 из них имеют под управлением свыше $100 млн. В результате индийский рынок, в отличие от ряда похожих регионов, предоставляет широкий диапазон инвестиционных продуктов. Оптимальными станут вложения в широкий рынок, у которого есть потенциал роста в следующие 5–10 лет. Среди наиболее привлекательных инвестиционных инструментов отметим ETF и long-only фонды от лидеров глобального финансового сообщества.
Заслуживает внимания еще один регион, редко попадающий в поле зрения россиян, — это Меконг, самая большая река на полуострове Индокитай. Регион Меконг объединяет пять стран, по территориям которых протекает эта река: Таиланд, Камбоджу, Лаос, Вьетнам и Мьянму. Население региона — 240 млн человек. Это 15-я по величине экономика мира, лидеры которой — Таиланд и Вьетнам. В ближайшие годы экономический рост каждой из стран региона будет соответствовать среднемировому, в отдельных случаях превзойдет его в два раза.
Главный фактор опережающего роста — демография: медианный возраст населения четырех стран из пяти составляет 30 и менее лет. Ситуация напоминает Китай 10–15 лет назад. Дополнительным фактором является усиливающаяся интеграция, выраженная в снижении барьеров в торговле и ограничений на движение капитала на фоне создания экономического сообщества стран АСЕАН в 2015 году. Продолжаются и традиционные для развивающихся экономик тенденции — урбанизация и рост производительности труда.
При этом валюты региона Меконг отличаются завидной стабильностью. Так, за пять лет вьетнамский донг ослаб по отношению к доллару США менее чем на 9%, тайский бат — в пределах 7%, а камбоджийский риель и вовсе сохранил паритет. В годовом выражении это означает ослабление около 1–2% корзины региональных валют, что несущественно в масштабах ожидаемой доходности.
Среди доступных финансовых инструментов, дающих участие в экономическом росте и связанном с ним увеличении финансовых показателей компаний, частному инвестору наиболее близки и понятны акции. Несмотря на сходные темпы экономического роста, финансовые рынки разных стран региона Меконг развиты весьма неоднородно. Наиболее показателен пример Вьетнама, проделавшего путь от двух торгуемых акций в 2000 году более чем до 1000 на сегодняшний день. В свою очередь, на каждой бирже региона — в Камбодже, Лаосе и Мьянме — торгуется всего 4–5 акций. Однако в свете опережающей динамики развития и нацеленности правительств на приватизацию эти страны вполне способны повторить успех Вьетнама. Так, за прошедшие 10 лет число торгуемых акций региона Меконг увеличилось примерно в 2,5 раза.
В регионе преимущественно представлены компании малой капитализации — до $300 млн, поэтому локальное присутствие управляющего и его опыт на местных рынках становятся важными факторами успеха. Эти обстоятельства вместе с особенностями регулирования на молодых рынках Меконга делают невозможной деятельность крупных фондов. Поэтому глобальные игроки рассматривают региональные компании в контексте более крупных регионов, таких как Юго-Восточная Азия, АСЕАН и т. п. Существует лишь несколько специализированных фондов, сфокусированных только на Меконге.
Учитывая сравнительную развитость рынков Таиланда и Вьетнама, именно на их индексы следует ориентироваться для понимания исторической доходности. За последние 1,5 года долларовая доходность этих рынков опережает S&P500: Таиланд вырос на 30%, Вьетнам прибавил 32,7%, тогда как S&P500 заработал своим инвесторам 18,5%. Мы уверены, что на 15-летнем горизонте Таиланд и Вьетнам снова выйдут вперед. В свою очередь, индексы Камбоджи, Лаоса и Мьянмы дают возможность поучаствовать в развитии на ранней стадии за счет эффекта низкой базы.
Для частного инвестора лучше всего подойдут соответствующие фонды акций. Мы полагаем, что из-за неоднородности и динамичности финансовых рынков Меконга фонды со стратегией активного управления способны показать опережающий результат. Ведь это именно тот случай, когда поиск отдельных недооцененных идей в условиях недостаточного покрытия со стороны глобальных игроков приносит дополнительный доход.