К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пенсионный возраст: сколько вы получите от государства?

Фото Hugo Michiels/ ZUMA / TASS
Фото Hugo Michiels/ ZUMA / TASS
Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) делает расчет своей собственной пенсии

Совпадение? Мой выход на пенсию совпал с круглой датой — 25-летием современной индустрии негосударственных пенсионных фондов. Ее развитию я посвятил вторую половину своей трудовой деятельности — гражданской, уволившись из Вооруженных cил после 20 лет безупречной службы в звании подполковника. И вот пришел срок понять, в какую сумму оценило мой труд государство. На днях мне исполнилось 60 лет, и пришла пора оформлять пенсию.

Мало кто сегодня знает, что Российская империя была первой страной в мире, в которой еще в XIX веке на государственном уровне создавались эмеритальные кассы — прообраз современных негосударственных пенсионных фондов. К революции 1917 года участниками таких касс уже были миллионы людей: военные, железнодорожники, чиновники различных ведомств, обычные подданные, состоявшие в эмеритальных кассах земств и различных благотворительных фондов. Такая система позволяла жителям страны обеспечивать себе безбедную по тогдашним меркам старость. Итак, обратим внимание: чиновничье сословие участвовало в накоплении на собственную пенсию на тех же правах, что и все остальные.

Концепция изменилась с приходом к власти большевиков. Средства, копившиеся в эмеритальных кассах, были конфискованы государством, (акцентируем внимание и на этом факте), а мы получили классический собес, о котором и сегодня вздыхают радетели социалистического прошлого. При этом до сих пор стыдливо умалчиваем, что пенсия в СССР была очень низкой. На порядок меньше, чем в Российской империи, и ненамного больше, чем в современной Российской Федерации. Была персональная пенсия 120 рублей у избранных и 27 рублей — у колхозников.

 

Но даже в СССР не было такого театра абсурда, который при назначении трудовой пенсии существует сегодня. Я искренне восхищаюсь работниками Управления ПФР по городу Москве за проявленные к моей персоне заботу и внимание. Все-таки работники ПФР «на земле» — люди по-настоящему любящие свою работу за очень маленькую зарплату. И каким же энтузиастом нужно быть, чтобы ежедневно объяснять людям смысл новой пенсионной формулы с ее 45 коэффициентами и «страшным зверем» — пенсионным баллом. И каким терпением надо обладать, чтобы утешать несчастных бюджетников или людей, чьи данные о работе на предприятиях в 90-е годы исчезли и они просто не могут их найти. Последние теперь не могут понять, как это они «не наработали на достаточное количество баллов для назначения пенсии и нужно еще поработать».

А теперь посчитаем мой результат. За 23 года непрерывного стажа, абсолютно белой и очень немаленькой зарплаты, с которой платились страховые взносы в ПФР, я теперь буду получать от государства 18 063 рубля в месяц. Выручает моя военная пенсия. Все-таки я прослужил более 20 лет в Советской Армии, в Ракетных войсках стратегического назначения. Таким образом, вместе с военной пенсией я буду получать на руки 34 000 рублей. За 41 год трудовой деятельности. Коммунальные платежи за трехкомнатную квартиру в 80 кв. м обходятся моей семье в 11 500 рублей. Итого остается на жизнь 22 500 рублей в месяц.

 

Это совсем не плохо, например, по сравнению с пенсией, которую получает моя любимая теща. Она «горбатилась» 43 года, а пенсию ей назначили 8000 рублей.

А что мои любимые негосударственные пенсионные фонды?

С 1994 года я искренне верил в светлое накопительное будущее и отчислял взносы в негосударственный пенсионный фонд. Сам отчислял. Вместе с работодателем. По возрасту (старше 1967 года рождения) родное государство меня исключило из накопительной пенсии, поэтому надежда была только на добровольные взносы. Итак, мои общие отчисления (10% от зарплаты + 10% паритетная прибавка от работодателя) на негосударственную пенсию были вполне соразмерными страховым взносам (22%), точнее, чуть меньше. И вот за те же 23 календарных года в этом негосударственном пенсионном  фонде накопилось аж на две мои пожизненные пенсии: 25 500 рублей в месяц за счет средств работодателя плюс 14 300 в месяц за счет моих личных накоплений.

 

Подведем итог. Получая высокую «белую» зарплату и честно выплачивая страховые взносы государству, я получил от него 18 063 рубля в месяц. А за тот же срок в НПФ я заработал накопительную пенсию 39 800 рублей в месяц. Но и это не главное.

Когда в России вводилась эта самая балльная пенсионная формула, чиновники социального блока правительства нам обещали, что размер трудовой пенсии теперь будет зависеть от уровня «белой» зарплаты и стажа. Но, как показывает мой, теперь уже личный, опыт, эта зависимость несправедливая. Из серии «сколько волка не корми» — все равно больше не получишь. Будет выбор только между 13 000 рублей и 18 000 рублей в месяц. В этой самой формуле эти коэффициенты можно увеличивать или уменьшать. И вы никогда не узнаете, почему это делается. Вам, по задумке авторов, этого знать не полагается. За нас эти манипуляции делают люди, которые получают пенсию совсем по другому закону. Закон «О государственной службе в Российской Федерации» вводит для чиновничьего сословия совсем другую формулу. Там проценты от зарплат. И наши радетели за безбедную старость — министры и их помощники, другие чиновники, которые придумывают для нас все эти «формулы счастья», а также депутаты, которые за них голосуют, — будут получать свои пенсии совсем в других размерах. Из других источников и не из собственных накоплений (выше я обращал внимание на участие чиновничьего сословия Российской империи в эмеритальных кассах).

Думаете, меня гложет зависть? Отнюдь. «Я мзды не беру, мне за державу обидно», — как говорил герой известного фильма.

Получив свою пенсию, предлагаю привязать размер пенсии чиновников, от которых зависит уровень социального обеспечения в стране, к среднему размеру пособий по старости «простых людей». Например, установить, что министр труда при достижении пенсионного возраста будет получать 95% от среднего размера трудовой пенсии, а депутат — 60%. Ладно, можно и больше. Министр — 96%, а депутат — 105%. Может тогда у нас прекратятся эксперименты с пенсионной системой, моратории (конфискации, аналогичные тем, что были проведены после революции 1917 года) и прочее, а пенсионная формула станет более справедливой. И денег будет хватать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+