К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От риска к разумности: как поменялся российский фондовый рынок за 10 лет?

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
История фондового рынка в нашей стране не очень длинная, если не сказать короткая. Некоторые акции в портфеле Уоррена Баффета лежат значительно дольше, чем в России существует биржа и в принципе рынки капитала

Несмотря на все трудности развития, геополитические и экономические встряски, фондовый рынок России все же взрослеет и развивается как инфраструктурно, так и с точки зрения подходов массового инвестора. Интерес населения к нему неуклонно возрастает. Растет и качество инвестиций, на российской бирже с успехом проходят первичные и вторичные размещения акций, облигаций, а притоки средств населения в фонды бьют рекорды, установленные еще до кризиса 2008 года. Выходит, что мы сами не заметили, но, несмотря на всевозможные негативные факторы, в России сейчас может быть, не самый большой (за счет маленькой базы инвесторов), но весьма качественный фондовый рынок, позволяющий работать на нем так, как можно было только мечтать еще году в 2007-м.

Вместе со всем рынком развивались и управляющие компании. Качественно менялись подходы к ведению бизнеса, дистрибуции, экономическая среда. Какие же основные изменения произошли за последние 10 лет, если говорить о работе с массовым инвестором?

Прежде всего десять лет назад спрос приходился преимущественно на рисковые стратегии и концентрировался на фондах акций. Причем речь не только и не столько шла о жадности инвесторов, сколько о недостатке базовых знаний о рисках и преимуществах тех или иных инвестиционных стратегий. С тех пор розничный инвестор стал умнее и старше. И, как следствие, в настоящее время консервативные стратегии, представленные фондами облигаций, доминируют.

 

Также, что очень важно, в последнее время паевые инвестиционные фонды хорошо представлены в сетях крупных банков. И это тоже тенденция, которая будет набирать силу. До кризиса 2008 года управляющие компании, открывая собственные офисы, основной упор делали на привлечение клиентов. Однако ни одна, даже самая крупная УК, не в состоянии конкурировать с сетью отделений банка, пусть даже среднего размера. Это означает, что большая часть нашей огромной страны никогда бы не была покрыта точками доступа к продукту. К тому же эта модель дистрибуции невероятно затратна. В результате она отмерла, а на смену ей пришла синергия УК и банков, что обеспечило решение двух задач: широкой географии доступа клиентов к продукту и экономической эффективности бизнеса доверительного управления. Решение обеих задач — это шаги навстречу клиентам, так как клиентов интересует не только возможность получения инвестиционной консультации и приобретения паев в ближайшем отделении банка, но и минимальные издержки, сопровождающие этот процесс, и в конечном итоге отражающиеся на результативности его инвестиций.

Не место, где деньги можно только потерять

 

Еще одно качественное отличие находится в области продуктовой линейки управляющих компаний. В последние годы сформировано заметное количество фондов фондов, ориентированных на товарные активы либо иностранные фондовые рынки. Эта категория фондов открывает широкие возможности доступа на международные рынки для массового клиента и здесь речь идет не столько о рисках и недостатках российского рынка, сколько о спросе на диверсификацию инвестиций даже сравнительно небольших капиталов. Это ли не признак взросления розничного инвестора и роста его знаний о рынках? Не так давно запустили паевой инвестиционный фонд, который предоставит возможность всем клиентам поучаствовать в динамике активов индийского фондового рынка. И даже на таком, казалось бы, экзотическом направлении мы видим спрос.

Пару недель назад сообщалось, что в апреле рынок коллективных инвестиций установил рекорд чистого привлечения средств пайщиков за последние десять лет. Круто это или нет? С одной стороны конечно приятно, с другой — нельзя назвать наблюдаемый приток средств в ПИФы каким-то резким ростом популярности. Для индустрии это не событие, а нарастание сложившейся тенденции. С одной стороны, банковскому сектору все сложнее предлагать клиентам привлекательную доходность на вложенные средства. Посмотрите ставки по депозитам. А теперь посмотрите на фондовый и долговой рынки. Даже самые консервативные облигационные стратегии приносят доходность большую, чем депозиты и к тому же уверенно опережают инфляцию. Таким образом, паевые инвестиционные фонды достойно справляются с ролью более выгодной альтернативы банковским депозитам, и мы не видим, что бы могло этому помешать в среднесрочной перспективе. С другой стороны, именно очевидные успехи последних лет в части развития самых различных составляющих рынка привели к тому, что массовый инвестор медленно, но верно начинает понимать, что фондовый рынок — это не место, где деньги можно только потерять, что это наоборот — достаточно надежный, хорошо отрегулированный механизм инвестирования с разумным уровнем риска.

Впрочем, есть куда расти. При ВВП России около 80 трлн рублей чистые активы ПИФов сейчас составляет чуть более 150 млрд рублей, что ничтожно мало. Даже в странах, недавно вставших на путь рыночной экономики, этот показатель в десятки раз выше. Так что нам предстоит еще очень масштабная и достаточно долгая работа по развитию финансовой грамотности населения и перехода его сбережений в эффективные инвестиции.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+