В феврале Минфин ежедневно покупал по $100 млн в день, однако курс рубля к доллару заметно не упал и реагировал лишь на изменение котировок нефти. Тот факт, что валютные интервенции пока еще никак не учтены в курсе рубля, обусловлен рядом обстоятельств.
Ужесточение надзора сократило способность спекулятивных участников финансового рынка играть на опережение. По итогам первого квартала, по нашим оценкам, сальдо счета текущих операций составит $20 млрд, в сравнении с которым квартальный объем интервенций $4,3 млрд выглядит незначительным. Иными словами, объем валюты, продаваемый экспортерами при сезонно низком импорте (согласно директиве, крупнейшие госкомпании-экспортеры обязаны продавать экспортную выручку, чтобы не допустить повышения чистых валютных активов), перевешивает покупки Минфина. Кроме того, в январе и феврале незначительные выплаты по внешнему долгу. Однако в марте корпорациям предстоит пройти пик выплат по внешнему долгу в размере $11,8 млрд. Это может стать катализатором для разворота тренда.
Во втором и третьем кварталах при прочих равных произойдет снижение сальдо счета текущих операций (до $3-5 млрд в квартал) за счет восстановления импорта и выплаты дивидендов. Кроме того, банкам предстоит выплатить по внешнему долгу $11 млрд в это время (мы предполагаем, что большую часть долга корпорации рефинансируют за рубежом). Помимо этого мы ждем увеличения спроса резидентов на иностранные активы вследствие платежей по сделкам Роснефти и повышения ключевой долларовой ставки. В таких условиях покупки Минфином валюты (по нашим оценкам, $6 млрд в квартал) окажут заметное давление на курс, равновесное значение которого при нефти $55 за баррель мы оцениваем на уровне 64-65 рублей за доллар.
Этот прогноз сделан при прочих равных условиях, однако есть риски снижения котировок нефти, которые пока поддерживаются сокращением предложения прежде всего со стороны ОПЕК. В начале марта неприятный сюрприз для рынка преподнес отчет EIA, согласно которому запасы сырой нефти в коммерческих хранилищах США за неделю выросли на 8,2 млн баррелей до 528,4 млн т (+7,7 год к году), что сопровождается сокращением спроса в США на нефть (-1,3% год к году). Это привело к тому, что баррель Brent подешевел на $3. По-видимому, усилия стран-производителей нефти (прежде всего ОПЕК) по сокращению добычи пока не сильно повлияли на общий баланс спроса и предложения. По мнению главы одного из крупнейших производителей сланцевой нефти в США Continental Resources, рост инвестиций в сланцевую отрасль США может «прикончить» рынок нефти.
Таким образом, в ближайшие месяцы потенциал для ослабления рубля от текущих уровней превышает 8%, что делает неинтересным инвестирование в рублевую ставку (например, посредством покупки ОФЗ с фиксированной ставкой купона) по сравнению с покупкой долларов.