Стабилизация нефтяных котировок в большей степени была связана со словесными интервенциями со стороны ОПЕК, однако рынок им уже не очень верит. История последнего десятилетия подтверждает несогласованность действий членов нефтяного картеля, в рамках которого слова зачастую расходятся с действиями. На сегодняшний день, несмотря на то что договоренность о сокращении добычи была достигнута еще 30 ноября прошлого года, большинство стран не выполнило своих обязательств в полном объеме.
Стоит напомнить, что падение нефтяных котировок в середине 2014 года началось не по причине того, что мировая экономика сбавила темпы, и не из-за того, что резко сократился спрос. Причина заключалась в увеличении предложения на рынке нефти, отчасти в связи с увеличением объемов добычи в США, произошедшим незаметно для большинства на рынке. За считаные годы общий объем сланцевых производителей позволил США войти в тройку мировых лидеров по добыче нефти. Когда нефтяные котировки упали со $115 до $80 за баррель, многие пророчили финал «сланцевой революции», но итог оказался другим. Американским сланцевым производителям удалось снизить себестоимость добываемой нефти с $70-80 до $35-40 в зависимости от конкретного месторождения и ряда других факторов. Именно это позволяет сланцевикам ощущать себя достаточно комфортно и в текущих условиях. Подтверждением этого является то, что, достигнув минимальных значений в январе 2016-го, к маю нефть уже торговалась в районе $45-47. Этот месяц как раз стал разворотной точкой для буровых работ на сланцевых месторождениях. Кроме этого, американские нефтяные компании активно используют хеджирование от падения нефтяных котировок, что позволяет им переждать снижения цен.
По данным Baker Hughes, с мая 2016 года по текущий день количество буровых увеличилось на 92,75%. Безусловно, сыграл роль фактор «низкой базы», но в контексте рынка нефти активизация буровых работ наглядно показывает уровни, приемлемые для американского «сланцевого чуда». Снижение нефтяных котировок спровоцировало снижение добычи нефти в США, но с октября 2016 года добыча снова начала расти (+7,37%), а согласно данным US Department of Energy, запасы нефти в США (за исключением стратегических запасов) достигли максимальных уровней за последние 35 лет, причем запасы ускоренно растут каждый год с 2014 года.
Последние десятилетия Саудовская Аравия хладнокровно принимала решения о снижении или росте добычи. Но к сегодняшнему дню у этого лидера в мировом рейтинге добычи нефти накопилось множество проблем в экономике, которые если в перспективе не будут решены, то могут привести и к социальным проблемам. Саудиты находятся в поиске решения этих проблем. Просто снижение добычи, которое подтолкнет цены вверх, уже не столь эффективно, так как в игру моментально включается ряд стран, не входящих в ОПЕК. А как показал опыт России, страна смогла увеличить поставки нефти в Китай, тем самым отвоевав часть доли у Саудовской Аравии. Попытки увеличения добычи, которые приведут к снижению цен, тоже малоэффективны. Во-первых, низкие цены на нефть не решают проблем Саудовской Аравии, во-вторых, по мнению Deloitte, около 95% нефтяных компаний в мире смогут пережить резкое снижение нефтяных котировок вплоть до $15 за баррель. Поэтому и предпринята попытка коллективного снижения добычи нефти. Кроме этого, в планы королевской семьи Саудовской Аравии входит проведение IPO Saudi Aramco, а высвободившиеся деньги она собирается использовать для решения текущих экономических проблем. Позиция по IPO, возможно, самой крупной нефтяной компании в мире до конца не ясна, но сам момент проведения листинга акций Saudi Aramco может свидетельствовать о пиковых значениях на рынке нефти.
Говорят, что рыночные цены учитывают все. Однако получается, что при росте нефти с уровня $40 до $120 в последующие пару лет рынок полностью проигнорировал растущее влияние сланцевых производителей. Какова же ситуация на текущий момент и чем это может грозить в перспективе? Тем, что в какой-то момент США могут превратиться из нетто-импортера в нетто-экспортера нефти. Или вообще замкнутся на внутреннем рынке, тогда в этом случае арабская нефть будет искать новые рынки сбыта, и без демпинга тут не обойдется, что только усугубит ситуацию. К тому же, если слова американского президента будут претворены в жизнь, то американским нефтяникам могут предоставить федеральные земли для добычи нефти. Одобренные спорные проекты нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access Pipleline, которые являются частью большой трубопроводной системы США и свяжут Канаду с техасскими портами, пройдут через нефтеносную провинцию Bakken, а это значит, что новая инфраструктура улучшит логистические возможности сланцевых производителей, что, скорее всего, еще снизит среднюю итоговую себестоимость добычи нефти. И все эти тенденции происходят на фоне растущего влияния альтернативной энергетики и уже серьезного внедрения электромобиля в жизнь человека.
После выхода ряда статистических данных, связанных с нефтяной промышленностью в США, а также информации, что американские власти намереваются распродать нефтяные стратегические запасы, цена на черное золото пробила значимый уровень $52. Учитывая трехмесячный ценовой коридор $53-58 на рынке и закрепление ниже $52, можно предположить, что крупные игроки стали пересматривать свое отношение к нефти и вероятность достижения котировок уровня, близкого к себестоимости добычи сланцевой нефти в районе $35-40, резко увеличилась. Вероятность такого сценария увеличит и тот факт, что на сегодняшний день Россия в рамках соглашения ОПЕК рапортует о снижении добычи, но, согласно представителю Минэнерго, в случае если соглашение ОПЕК не будет пролонгировано на второе полугодие, то Россия может увеличить добычу нефти. Возможно, текущее снижение цен уже учитывает, что намерения ОПЕК по сокращению объемов добычи разойдутся с фактом, а такая комбинация факторов открывает дорогу нефти вниз.
Маловероятно, что при движении Brent к $40 за баррель и рубль останется на текущих уровнях. Скорее всего, мы увидим перемещение в более комфортную зону — в районе 75 рублей за доллар.
Что же делать рядовому инвестору? Ловить попутный ветер. При выборе объектов инвестирования в условиях слабого рубля необходимо обращать особое внимание на сырьевые компании. Поскольку в российских фондовых индексах доминируют эмитенты именно сырьевой направленности, рынок имеет все шансы вырасти, несмотря на неоднозначные данные по российской экономике.