К чему ФРС готовит рынок: стоит ли ждать сворачивания антикризисных мер
Официальный пресс-релиз Федрезерва на этот раз носит крайне сдержанный тон, полностью лишенный конкретики относительно его дальнейших действий в текущем году. На заседании в конце прошлого года регулятор объявил о трех повышениях процентной ставки в США до конца 2017 года (вместо прогнозировавшихся ранее двух), теперь же ФРС только отмечает продолжающийся рост экономической активности умеренными темпами и укрепление рынка труда. Действительно, декабрьская статистика по уровню безработицы (4,7%) хотя немного и отошла от недавних минимальных показателей за последние 9 лет, но все же держится на крайне низких значениях. Другие макроэкономические индикаторы продолжают посылать противоречивые сигналы, что также дает ФРС основания не спешить с дальнейшим повышением стоимости кредитования. Недавно опубликованная оценка ВВП США за 4 квартал 2016 года указывает на рост экономики всего на 1,9% по сравнению с 3,5% в предыдущем квартале. Помимо всего, FOMC продолжает внимательно отслеживать ситуацию с инфляцией, которая до сих пор отстает от целевых 2%.
Итак, верхнюю границу процентной ставки ФРС оставила на уровне 0,75%. С учетом неопределенности, которую все еще в себе сохраняет политика Дональда Трампа, на сегодняшний день трудно с большой уверенностью предугадать поведение ставки в дальнейшем. Очевидно, что и Джанет Йеллен пока предпочла занять выжидательную позицию. Но если судить о первых указах и заявлениях нового президента, то они в точности совпадают с обещаниями, данными в ходе предвыборной кампании. А это может означать то, что в скором времени Америку ждет значительный рост госдолга, а, следовательно, и инфляционного давления. Такой результат станет следствием грядущих налоговых и бюджетных реформ. Правда, в этом случае ФРС будет вынужден реагировать более резким повышением ставки, которое, возможно, случится уже в марте. Как бы то ни было, мы не думаем, что в 2017 году увидим более трех подъемов базовой ставки. В противном случае, это пойдет вразрез с планами главы ФРС, считающей важным именно постепенное ужесточение монетарной политики (то есть плавное повышение ставки до 3% к 2018 году), а также образует угрозу экономическому росту, являющемуся главным курсом деятельности Трампа (в предвыборной кампании была озвучена цель роста ВВП в 3,5%).
Куда более острым моментом является поиск подходящего времени для начала сокращения баланса ФРС, который за время реализации всех трех программ количественного смягчения достиг $4,5 трлн. По итогам последнего заседания FOMC политика реинвестирования поступлений от ценных бумаг пока сохранена без изменений. В то же время, уже все чаще слышатся призывы глав региональных ЦБ о необходимости начала сокращения запасов облигаций ФРС. Инициатива по прекращению реинвестирования доходов станет первым шагом на этом пути. Она же ознаменует важный момент в процессе сворачивания антикризисных мер. Нельзя исключить, что запуск этого процесса вызовет нервозность на глобальных рынках. Поэтому для того, чтобы избежать дестабилизации, крайне важна длительная эмоциональная подготовка инвесторов. А заявления подобного содержания вполне можно расценивать как первый призыв к приготовлениям.