После победы Дональда Трампа участники рынка пересмотрели свои ожидания относительно действий ФРС в сторону более масштабного повышения ставок в 2017-2018 годах. Это, в свою очередь, спровоцировало распродажу в казначейских облигациях. И комментарии к последнему заседанию ФРС полностью подтвердили опасения рынка. Суть в том, что обещанное увеличение расходов и сокращение налогов приведет к ускорению инфляции, что не должно остаться без ответа регулятора, а значит ставки должны быть повышены. Сам регулятор в настоящее время предполагает три повышения ставок в 2017 году.
При этом рынок сейчас не обращает внимание на то, что сценарий ускорения инфляции предполагает запуск фискальных стимулов фактически на пике делового цикла, что в лучшем случае приведет к некоторому улучшению макроэкономических показателей на коротком горизонте, но спровоцирует ускорение инфляции, вызовет ответную реакцию ФРС в виде повышения ставок, что ускорит наступление рецессии. А к ней правительство США в таком случае подойдет с высоким дефицитом бюджета и еще увеличенным долгом, что свяжет ему руки в вопросах антикризисных мер. Если новая администрация будет думать стратегически, то ей придется отказаться от многих предвыборных обещаний, особенно связанных с увеличением дефицита бюджета. Как следствие, мы увидим пересмотр ожиданий по инфляции США и, естественно, по темпам повышения ставки ФРС.
Кстати, 2016 год показал, что экономические и рыночные условия гораздо важнее, чем планы ФРС. Год назад американский регулятор прогнозировал четыре повышения ставки в течение следующих 12 месяцев, но ситуация в экономике и на рынках дали достаточно поводов для того, чтобы поднять ставки всего один раз, да и то в декабре. Едва ли 2017 год окажется иным с точки зрения подхода ФРС, суть которого «действовать по фактической погоде». Поэтому не стоит придавать слишком большого значения ориентирам по ставкам, выдаваемым ФРС, лучше смотреть на реальное состояние экономики.
Почему мы оцениваем вероятность рецессии в США в следующие 1-2 года как высокую? Казалось бы, безработица низкая, рост экономики еще не дотягивает до многолетних средних (в течение правления Обамы ни в одном году рост не превысил 3%), а компании показывают хорошие финансовые результаты. Но это-то как раз и беспокоит.
Стоит различать низкую безработицу и снижающуюся. Экономика быстрее всего растет тогда, когда есть много незадействованных трудовых ресурсов, заработные платы низкие, а компании готовы расширять бизнес. В этом случае безработица снижается, и это позитивный сигнал. Когда безработица низкая – это проблема, так как компании испытывают давление растущих издержек, расширение бизнеса за счет найма новых сотрудников затруднительно (может быть, отдельные компании и не чувствуют этого, но экономике в целом расти гораздо сложнее). Собственно, одно из объяснений наступления рецессии – это снижение средней рентабельности из-за высоких издержек на оплату труда, и, как следствие, снижение инвестиций, замедление роста, а то и вовсе снижение ВВП. В США сейчас безработица низкая… Причем, если принимать во внимание число обращений за пособиями, то условия на рынке труда для компаний становятся все менее благоприятными.
Состояние рынка труда – это еще одно ограничение на действия новой администрации. Фискальные стимулы – это новые рабочие места, что при низкой безработице означает рост заработных плат по экономике. А это прямое давление на издержки компаний. И этом при том, что прибыль компаний по отношению к размеру ВВП и без того сокращается. Некоторое улучшение в 3 квартале не перекрывает общей тенденции. И это уже сказывается на прогнозах и планах компаний. Лучшей иллюстрацией этого является то, что в 2016 году рост инвестиций в основной капитал ушел в отрицательную зону.
Что же касается роста ВВП, который за последние 5-6 лет оказался одним из самых низких за новейшую историю, то, на наш взгляд, это обусловлено ухудшением демографии, а также снижением вклада роста мировой торговли (она не росла по отношению к ВВП). Поэтому тот факт, что рост ВВП не вышел на целевые уровни – это скорее проблема завышенных целей, а не результат «недостаточных» или «плохо работающих» стимулов.
Резюмируя вышесказанное, ориентиры ФРС по повышению ставок в следующем году выглядят невыполнимыми с учетом текущего состояния экономики.
Но рынок в ближайшие 2-3 месяца, по всей видимости, будет жить в иной парадигме, ожидая наращивания расходов, повышения ставок ФРС и роста доходностей казначейских облигаций. И хотя мы думаем, что все это закончится разочарованием в решимости ФРС и возможностях администрации, играть против рынка сейчас неразумно.