К середине июня мировые финансовые рынки подошли с накопившимся «портфелем страхов» из-за ожидания решений ФРС о ставке процента и вероятных коррекций в фондовых индексах, курсах валют, ценах на сырье. Если ФРС поднимет ставку в сентябре, то большинство инвесторов в летние месяцы сильнее всего почувствуют новое ослабление евро к доллару США, снижение цен на сырье и продолжение коррекции большинства развивающихся рынков. И даже если ФРС не пообещает поднять ставку в сентябре, ожидание повышения заставит инвесторов продавать евро, фьючерсы на нефть и металлы.
Пока цены на активы США относительно стабильны и многие еще ждут, что рынок акций сможет достичь в текущем году новых рекордных высот (S&P500 на уровне 2250 пунктов), невзирая на разговоры о пузыре. В то же время большинство верит в небольшую краткосрочную коррекцию (S&P до отметки 2000).
Европейский рынок лишь слегка скорректировался из-за краткосрочного укрепления евро, и, пока резко не возрастет риск Grexit — выхода Греции из Еврозоны, обвала на этом рынке ждать не приходится. Впрочем, Евросоюз в любом случае постарается не допустить греческого кризиса, так как это осложнит ситуацию у следующего «безнадежного должника» — Испании.
Продолжается рост акций и в Японии, чему помогает слабая иена.
Поэтому тревожные ожидания пока чувствуются в основном на «развивающихся рынках» — большинство из них начали снижаться из-за ухода инвесторов от риска, в особенности это касается российских акций. Многие считают главной угрозой для финансовых рынков Китай, где рекордное ралли цен на акции порождает слухи о новом пузыре (вслед за сдувающимся рынком недвижимости), который станет источником очередного кризиса на развивающихся рынках.
Однако мы уверены, что летом инвесторам в первую очередь надо смотреть на доллар и евро — их движения станут индикатором уровня риска для всех прочих классов активов.
Сценарии динамики курса евро/доллар связаны с тем, что, если ФРС меняет свою политику, за пределами США на это сильнее всего реагируют инвесторы из ЕС и крупных стран-экспортеров с большими золотовалютными резервами. При этом ЕЦБ обычно повторяет действия американских коллег лишь через год и более. Важно, как будут поняты слова председателя ФРС Джаннет Йеллен (ее пресс-конференция произойдет после заседания ФРС, последующая публикация протоколов заседания — главное событие для финансовых инвесторов во всем мире).
Рассмотрим три версии развития событий:
1) во второй половине июня курс евро взлетит на слишком «мягких» комментариях, ФРС вроде того, что «есть сомнения в необходимости повышать в сентябре» (то есть тогда вероятность повышения ставки осенью не выше 30%). При этом, очевидно, никакие экономические проблемы ЕС не исчезают и риск Grexit остается высоким. Поэтому евро все равно продолжит снижение к доллару во втором полугодии. На росте курса к $1,15 за евро и выше лучше продавать единую валюту;
2) если комментарий будет «нейтральным», вроде «ФРС считает, что возможность повышения в сентябре может рассматриваться при сохранении стабильных макроэкономических показателей» (вероятность такого сценария и последующего повышения ставки — около 50%). Для евро это означает почти то же самое, с той разницей, что особого скачка курса ни в июне, ни в июле не будет, а продавать единую валюту можно и при $1,135-1,145 за евро.
3) если же ФРС скажет, что «экономика растет, поэтому есть предпосылки для повышения ставки в сентябре» (то есть вероятность повышения ставки достигает почти 100%), то можно рассчитывать на быстрое снижение курса евро как летом (примерно до $1,05-1,07), так и в течение текущего года, вплоть до паритета.
Конечно, в последнем случае дешевый евро ударит и по европейским инвесторам (в т. ч. снизит стоимость недвижимости во многих странах ЕС), и по экспортерам на европейский рынок. Однако он создаст возможность для обладателей свободных средств дешево приобретать активы в еврозоне.
Поэтому даже если ваши средства уже находятся в евро, имеет смысл захеджировать курс от падения через продажу фьючерсов на единую валюту.
Конечно, делать это нужно с оглядкой на ФРС.
Еще одно последствие тренда на укрепление доллара и снижение евро — новое падение цен на сырье, особенно на нефть. Конечно, факторы «физического» спроса также очень важны: КНР сокращает импорт руды, ожидается падение спроса на медь, алюминий и т. д. Но нефть Brent, начавшая снижаться после решения ОПЕК не увеличивать квоты, стала сегодня зависеть от курса доллара больше, чем от других макроэкономических индикаторов (Ближний Восток и ИГИЛ, санкции против РФ и Ирана — не из области макропрогнозов). Поэтому если нефть будет снижаться, ее не стоит торопиться покупать, а если Brent подорожает до $68-70 — появится возможность играть на понижение через шорт во фьючерсах на нефть с поставкой осенью.
Из сказанного про валюты и нефть также следует вывод, который хотелось бы особо подчеркнуть для тех, кто еще интересуется акциями «развивающихся рынков»: дорогой доллар плох для большинства из них (кроме КНР и Индии), а снижение нефти сильнее всего бьет по экономике РФ и всем российским акциям, которые лучше избегать, пока действуют эти факторы (не говоря уж о рисках усиления влияния антироссийских санкций на экономику и финансовый рынок).