«Разработчикам надо привыкнуть к тому, что Facebook немного отличается от других сетей»
Количество пользователей Facebook на зрелых рынках, включая и США, начало неожиданно сокращаться. Зато в России, завоевание которой (наряду с Китаем) Марк Цукерберг назвал своей приоритетной задачей, дела идут на лад: аудитория социальной сети увеличилась за год в пять раз. О том, какие планы ставит перед собой Facebook и чем отличается от местных конкурентов, Forbes рассказала менеджер по развитию компании в России и Восточной Европе Ангела Це.
— Какая у вас аудитория в России?
— В апреле мы набрали 5 млн активных пользователей в России. В начале прошлого года было меньше 1 млн.
— Сколько у вас должно быть пользователей в России, чтобы начался лавинообразный рост аудитории?
— Тут все не так просто. С одной стороны, после какого-то количества пользователей действительно начинается экспоненциальный рост. С другой стороны, рост в какой-то момент замедляется и выходит на плато. Уровень этого плато очень разный — от страны к стране. Так что мы не знаем, сколько будет продолжаться рост и когда он замедлится. Пока кривая выглядит отлично и похожа на экспоненту. Но мы не знаем, в конце концов завоюем ли мы здесь, скажем, 80% процентов или мы остановимся гораздо раньше. Пока этого сказать нельзя.
— Как формулируются ваши планы в России?
— Мы глобальная компания и хотим быть важным игроком на местном рынке. Что это означает в терминах окончательной доли — посмотрим.
— При столь глобальных планах в России у вас только один сотрудник?
— У нас здесь отличный сотрудник, я приезжаю раз в два месяца — и другие менеджеры из центрального офиса. Это много — в большинстве стран у нас вообще никого нет. Такой у Facebook предпринимательский подход. Много пользователей по всему миру, но мало сотрудников. Facebook — очень глобальная компания в смысле аудитории, но довольно локальная в смысле рабочей силы. В Корее у нас тоже только один человек. Мы насмотрелись на компании, которые росли слишком быстро, и не хотим повторять их ошибок.
— Вы следите за местными конкурентами?
— Исследуя новые рынки — да, но в реальной работе мы фокусируемся на разработке продукта и работе с партнерами. Нам не очень интересно оглядываться на конкурентов. Мы инноваторы и воспринимаем себя именно так.
— Русские социальные сети много зарабатывают на платежах. Вы от них отличаетесь в этом смысле?
— В мире вообще и в России в частности рекламная выручка для нас куда важнее, чем любая другая. В частности, потому что мы пока не слишком много тратим ресурсов на развитие в этом направлении. Но вскоре все будет иначе.
— В части сторонних разработчиков вы отстаете от конкурентов?
— Пока мы просто этим не занимаемся. Прежде чем это изменится, должно случиться две вещи. Во-первых, мы должны стать действительно популярными, и разработчики сами к нам потянутся. Во-вторых, разработчикам надо привыкнуть к тому, что Facebook немного отличается от других сетей. Мы очень серьезно боремся со спамом, и у нас намного сложнее распространяться вирусным путем. Надо научиться работать в системе, которая не позволяет разработчику просто засыпать всех спамом. Это займет некоторое время.
— Вы полагаете, что сначала приходит аудитория, а уже затем — разработчики?
— Может такое случиться, что русский разработчик создаст очень популярную игру и привлечет новых пользователей, но мы на это не рассчитываем.
— Чем аудитория Рунета отличается от прочих?
— Одна из вещей, которые мы заметили, состоит в том, что, когда русские люди становятся нашими пользователями, они ведут себя куда активнее, чем люди в остальном мире. Оставляют больше комментариев, загружают больше фотографий. У них гораздо больше друзей.