Хотя событиям на японских АЭС в префектуре Фукусима пока далеко до статуса полноценных техногенных катастроф, имиджу атомной энергетики уже нанесен существенный урон. Так называемый атомный ренессанс, о котором активно стали рассуждать в середине нулевых, моментально уступил место в заголовках СМИ пугающему слову «meltdown» (буквально — процесс плавления ядерного реактора). В считаные дни стихла риторика об экологичности подобного вида энергии. Ситуацию драматически ухудшает главное место действий: Японию давно привыкли считать самой технологически развитой страной, и если даже там не получилось обеспечить безопасность АЭС, то возможно ли это в принципе?
Самая болезненная реакция, кажется, наблюдается в Германии. Немецкий еженедельник Der Spiegel не стал осторожничать и вышел в воскресенье с фотографией взрыва на АЭС и заголовком: «Фукусима, 12 марта 2011, 15:36. Конец эпохи атомной энергии». «Землетрясение в Японии станет решающим поворотным пунктом в истории современной техники. Способная к обучению система под названием «человек» снова поймет: не все, что технически возможно, хорошо. Нужно найти другие способы, чтобы удовлетворить потребность растущего человечества в энергии. И сейчас людям нужно действовать быстрее, чем раньше», — полагает немецкое издание. Ангела Меркель не постеснялась назвать Фукусиму «поворотным моментом для всего мира», а вице-канцлер Гидо Вестервелле объявив, что «безопасность важнее экономических интересов», пообещал еще раз подумать о пересмотре недавно продленных сроков работы немецких АЭС.
К существующим 443 атомным реакторам в мире в ближайшие годы должны были добавиться еще 220, прежде всего в самом опасном с точки зрения сейсмической активности регионе мира — Азии. США и Европа также за последнее время стали относиться к атомной энергии более спокойно: переход на альтернативные источники оказался слишком дорогостоящим и долгим, без дешевого электричества АЭС еще долго не обойтись. Землетрясение в Японии может нанести по этим планам развития атомной энергетики сокрушительный удар. В Европе большинство избирателей напугано перспективой нового Чернобыля и настроено категорически против АЭС. Политикам придется с этим считаться.
Отчасти проблема заключается в том, что представления среднестатического человека о механизме работы АЭС сводятся к незамысловатой формуле: опасные радиоактивные материалы на входе чудесным образом преобразуются в электричество и вредные отходы на выходе, но где-то посередине может скрываться возможность для планетарного апокалипсиса. «Атомная энергетика для широких масс остается классическим черным ящиком», — написала ведущая блога boingboing Мегги Корт-Бейкер после того, как один из ее читателей признался, что его знания об атомных станциях ограничиваются информацией, почерпнутой из мультсериала «Симпсоны».
Поэтому нет ничего удивительного, что уже на следующее утро после тревожных новостей из Японии в той же Германии 60 000 человек выстроились в живую цепь длиной в 45 км от Штуттгарта до АЭС «Некарвестхайм». В такой ситуации, как подмечает колумнист The Guardian Джуллиан Гловер, совершенно неважно, что подавляющее большинство реакторов на 55 японских АЭС пережили землетрясение совершенно спокойно. Для очень многих людей атомная энергетика это прежде всего страшно.
«На ваших глазах рушится репутация атомных электростанций, и это показывают по телевизору», — уверен бывший член американской Nuclear Regulatory Commission Питер Бэдфорд. Уже забеспокоились в Индии, второй азиатской стране по масштабам запланированного атомного строительства (см. инфографику). «Ситуация в Японии ставит под очень большие сомнения атомные проекты правительства Индии. Любой политической партии теперь будет крайне сложно продать людям идею о безопасности и эффективности атомной энергетики», — заявил агентству Bloomberg старший управляющий мумбайского отделения Deloitte Дебасиш Мишра. «Боюсь, нам придется пересмотреть все наши планы после того, как из Японии поступит вся информация», — опасается председатель индийской атомной госкорпорации Кумар Джаин.
Подобные настроения, впрочем, разделяют не все. В начале марта Китай шокировал всех своими планами уже к 2030 году стать крупнейшим производителем атомной энергии в мире. По замыслу властей, КНР, начиная с 2020 года, будет запускать по десять атомных реакторов в год и не намерена отступаться от своих планов. «Некоторые японские уроки будут учтены при строительстве атомных электростанций Китая, но Китай никогда не изменит своих планов по развитию атомной энергетики», — поспешил заметить замглавы Министерства охраны окружающей среды КНР Чжан Лицзюнь. В конце концов, Китай в гораздо меньшей степени зависим от общественного мнения.
Источник: World Nuclear Association, Wall Street Journal
Пока не декларируют своих планов отказаться от атомных амбиций и в России. «У нас есть внутренняя убежденность, что развитие атомной энергетики неизбежно, ничего не изменилось», — отметил замгендиректора госкорпорации «Росатом» Александр Локшин. Правда, по его словам, катастрофа в Японии все-таки привнесла определенный риск в перспективы существования этой отрасли.
Опасение за будущее атомной энергетики демонстрируют и инвесторы. Например, акции австралийской Peninsula Energy Limited, добывающей уран, которые с начала года выросли более чем на 400%, на торгах в понедельник потеряли уже 25%. Обратная картина наблюдается на рынке альтернативной энергии. Так, акции Conergy и Solarworld & Co. (солнечные батареи), Nordex (ветряные электростанции), выросли уже на 7-15 %. «Сегодня все действуют по принципу: продавать атом и покупать альтернативную энергию», — сказал один из брокеров Франкфуртской биржи газете Handelsblatt.
В среднесрочной перспективе эксперты ожидают и стремительного роста цен на нефть. Пусть после землетрясения Япония нуждается в ней в меньшей степени, скоро эта ситуация изменится. К тому же экономика и транспортная инфраструктура Японии будет восстанавливаться значительнее быстрее затронутых стихийными бедствиями АЭС. Пока цены на нефть, правда, падают: на торгах в Нью-Йорке апрельские фьючерсы накануне опустились ниже отметки в $100.