Дачный кооператив «Озеро», расположенный в Приозерском районе Ленинградской области, ничем не отличается от сотен точно таких же дачных поселков. Достаточно скромные по нынешним временам деревянные домики на берегу живописного озера Комсомольское в окружении вековых карельских сосен. Место выбрано не сказать чтобы очень удачно: до города добираться битых два часа, — любимое петербуржцами Комарово находится намного ближе. Но учредители «Озера» считались намного удачливее не только других петербургских дачников, но даже жителей Рублевки. А все потому, что именно здесь находилась первая дача Владимира Путина. В 1996 году его фамилия была в списке учредителей кооператива. Люди, когда-то отдыхавшие рядом с ним, успели сделать головокружительную карьеру. С тех пор состав участников «Озера» изменился. Кто теперь занимает в кооперативе место премьера?
Раньше соучредителями «Озера» помимо Путина были теперешние глава РЖД Владимир Якунин, министр образования Андрей Фурсенко и его брат Сергей, возглавляющий Российский футбольный союз, а также Юрий Ковальчук, совладелец банка «Россия» и Газпромбанка, страховой компании СОГАЗ, телеканалов «РЕН-ТВ» и «Пятого». В 1990-х об этих людях мало кто слышал, но после того как их сосед пришел к власти в стране, их дела пошли в гору.
В 2004 году кандидат на пост президента России Иван Рыбкин на всю страну сказал: «Я обладаю множеством конкретных свидетельств участия Путина в бизнесе. Известный Абрамович, стоящие в тени Тимченко, братья Ковальчуки и другие отвечают за бизнес Путина». Несмотря на то что обнародовать шокирующие факты он не стал, рост благосостояния Юрия Ковальчука был налицо. Его империя с каждым годом становилась все шире. В 2008 году он впервые вошел в рейтинг богатейших бизнесменов России журнала Forbes с состоянием $1,9 млрд.
Всеми своими многочисленными активами он владел через банк «Россия». Он превратил некогда полуживой комсомольский банк в одну из крупнейших финансовых групп страны. В число акционеров банка вошел и его сосед по даче. Нет, это был не Владимир Путин, а тогдашний глава петербургского представительства компании Siemens Николай Шамалов.
В декабре вокруг его имени разгорелся скандал. Петербургский предприниматель Сергей Колесников опубликовал в интернете открытое письмо президенту. В нем он рассказал, что Николай Шамалов собирал с бизнесменов деньги на «дворец Путина» в районе Геленджика. Якобы на строительство огромного комплекса с бассейнами, казино, зимним кинотеатром и часовней было потрачено $14 млн. Его возведением занимался Спецстрой России, горная дорога и подведение инженерных коммуникаций оплачивались из госбюджета. По словам Колесникова, сметы на строительство, доставку материалов и пр. систематически завышались, закупка материалов проводилась через подконтрольные Шамалову офшоры. Представитель премьер-министра Александр Песков сообщил, что Путин не имеет никакого отношения к этому проекту.
Зато к делам Шамалова оказался причастен другой участник кооператива «Озеро». Газета «Ведомости» пишет о том, что еще одним партнером Шамалова по компаниям «Росмодульстрой» и «УК модуль» был бывший директор ФГУП «Дирекция единого заказчика — застройщика Росздрава» (ДЕЗЗ) Вадим Можаев. До того как прийти в госкомпанию, он работал в представительстве Siemens вместе с Шамаловым. Именно фамилия Можаева теперь значится в числе учредителей самого известного дачного кооператива страны. Владимир Путин уже вышел из их числа, но там, по данным СПАРК, по-прежнему числится Николай Шамалов и Владимир Якунин. В последние годы к участникам присоединился также глава петербургской строительной компании «Балтинвест» Игорь Балландович и гендиректор компании «Желдорипотека» Виталий Вотолевский.
Но членство в путинском кооперативе на этот раз не помогло. Соучредитель «Озера» несколько месяцев назад отправился в СИЗО по обвинению в мошенничестве. В конце ноября милиция задержала его в офисе ДЕЗЗ в Переведеновском переулке столицы. По версии следствия, он скооперировался с начальником департамента контроля в социальной сфере контрольного управления президента Андреем Ворониным и бывшим заместителем министра здравоохранения Алексеем Вилькеным.
Как раз тогда началась кампания по борьбе со злоупотреблениями при госзакупках томографов, и Воронин, Можаев и Вилькен решили этим воспользоваться. По данным следствия, соучредитель «Озера» сообщил производителям томографов, что в Росфинмониторинге якобы создан черный список компаний, замеченных в злоупотреблениях при госзакупках. Фигуранты этого списка больше не смогут участвовать в тендерах на поставку оборудования. За исключение из списка участники схемы вымогали у предпринимателей $1 млн. Эти деньги должны были якобы пойти на взятку чиновнику из администрации президента. На деле же никаких черных списков не было. И в ноябре всех троих арестовали.