К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

4 способа обуздать непокорный блог

4 способа обуздать непокорный блог
Кремль начинает ограничивать рунет. Первая мишень — блоги журналистов

Опубликовано в журнале «Русский Newsweek» №18-19 (287) за 2010 год

После того как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, руководству популярного интернет-ресурса «Одноклассники.ру» позвонили из Кремля, рассказывает источник, близкий к менеджменту компании. Звонивший чиновник интересовался, почему в имеющемся на сайте списке стран есть даже Никарагуа, а вот Абхазии и Южной Осетии нет. На следующий день внимательные пользователи обнаружили, что список государств расширился на два пункта.

Президент России Дмитрий Медведев — активный пользователь и пропагандист интернета. Но в Кремле понимают: интернет в последние годы создает свою информационную повестку, очень непохожую на ту, которую предлагают телеэфир и газеты. Рунет никогда еще, в отличие от СМИ, не сталкивался с какими-либо ограничениями. Но теперь время пришло — рунет становится средоточием протеста.

 

Месяц назад по всей России прошла серия акций протеста, названная «днем гнева». Именно благодаря интернету локальные выступления против роста тарифов ЖКХ стали событием общенационального значения. Накануне «дня гнева» спикер Думы Борис Грызлов неожиданно признался, что чувствует «цвет и вкус цветочной революции».

В Кремле всерьез заняты проблемой регулирования интернета, хотя и понимают, что китайскую модель — с блокированием нелояльных сайтов и фильтрацией любого негатива про партию и правительство — в России не применишь. Если уж выдавили тюбик, нельзя пасту вернуть на место, говорят старожилы интернета. К тому же зачем убивать ресурс, который сторонники власти зачастую используют куда более успешно, чем ее оппоненты.

 

Поэтому интернет не давят, а пытаются приручить. По информации Newsweek, в Кремле разрабатывается законопроект, приравнивающий блоги к средствам массовой информации. Правда, не все, а только принадлежащие самым политически активным блогерам — журналистам. Одновременно в правительстве проектируют национальные поисковик и операционную систему. А спецслужбы выдумывают новые способы ликвидации анонимности в интернете, требуя от провайдеров выдавать данные их абонентов.

Казахский опыт

Идеи приравнять личные страницы в интернете к СМИ звучат уже больше 11 лет, рассказывает один из основателей рунета Антон Носик. На одном из правительственных совещаний в 1999 году министр связи Леонид Рейман и министр печати Михаил Лесин предлагали Владимиру Путину одновременно распространить закон печати на интернет и передать доменные зоны в ведение государства. Но премьер, по рассказам очевидцев, отказался, объявив интернет «зоной административной свободы». С тех пор призывы уравнять блоги и СМИ звучали из уст сенаторов Владимира Слуцкера и Людмилы Нарусовой, заместителя генпрокурора Ивана Сыдорука и даже мэра Москвы Юрия Лужкова.

Эта идея обсуждается и сейчас, констатирует депутат Роберт Шлегель, который, правда, считает ее ненужной. При этом Шлегель жалуется, что российские законодатели уделяют регулированию интернета недостаточно внимания. По его словам, в Думе существует рабочая группа во главе с Ольгой Носковой, которая должна заниматься законом об интернете, однако она уже год не собиралась. Пока новых законов об интернете нет, противники регулирования сети добились важной победы. На прошлой неделе пленум Верховного суда выпустил пояснение к закону о печати, в котором говорится, что интернет-сайты нельзя приравнивать к СМИ.

 

Закон, приравнивающий любую личную страницу в интернете к СМИ, уже существует в Казахстане. И журналистов, и блогеров за критику властей там наказывают по всей строгости. У этого закона есть история. Два года назад впавший в немилость зять президента Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев завел дневник в «Живом журнале» и личную страницу на портале Mail.ru. Новую площадку бывший родственник президента использовал исключительно для публикаций компромата на Назарбаева. Откровения Алиева взорвали казахский интернет.

Назарбаев не хотел действовать грубо. Поэтому сначала замгенпрокурора республики Иоган Меркель направил официальное письмо Аннелис ван ден Бельт, руководителю компании «Суп», владеющей русскоязычным сегментом ЖЖ. В письме говорилось, что казахские власти очень не хотят выгонять «Живой журнал» из республики. Не будет ли компания так любезна, писал чиновник, закрыть всего одну страницу — дневник Рахата Алиева, которого обвиняют в попытке государственного переворота. С Mail.ru этот вопрос урегулировали полюбовно — блог Алиева был ликвидирован. Но «Суп» письмо казахов проигнорировал, перенаправив их в американский суд. Тогда ЖЖ в Казахстане просто отрубили. «LiveJournal в Казахстане был закрыт компанией «Казахтелеком». Мы не получили никаких официальных объяснений, почему это произошло», — сообщила Newsweek Аннелис ван ден Бельт. За компанию пострадала, кстати, и Киргизия — «Казахтелеком» тоже отрубил ее от ЖЖ.

Симметричный ответ на светскую угрозу

Компромата, подобного казахскому, но про российские власти, в интернете, конечно, нет. Однако протестные кампании, проходящие в сети, очень беспокоят чиновников. «Сейчас шумихи вокруг мигалок в Кремле боятся больше, чем терактов. Все понимают, что средний класс, пользуясь интернет-площадкой, совсем отвязался», — объясняет близкий к администрации президента источник.

Государство так серьезно относится к отвязавшимся блогерам, что доходит до курьезов. Несколько месяцев назад глава администрации президента Сергей Нарышкин провел специальное совещание, посвященное угрозе, которую представляет блог светского хроникера «Газеты.ру» Божены Рынски. Журналистка регулярно ругала в своем дневнике премьера, кортеж которого задерживал ее по дороге на работу. Один из ее матерных постов удостоился публичной похвалы телеведущей Ксении Собчак.

Рассказывают, что по итогам совещания в Кремле Сергей Нарышкин лично позвонил сенатору Людмиле Нарусовой с просьбой «провести воспитательную работу с дочерью и ее подругой». Спустя несколько дней Ксения Собчак в эфире «Серебряного дождя» рассуждала о том, что не стоит называть главу правительства «гнидой». Источник, близкий к компании «Суп», также рассказывает, что у акционеров и менеджмента было немало проблем из-за блога светской хроникерши.

 

Сама собой родилась идея: пусть ограничения, распространяющиеся на СМИ, затрагивают если не все блоги, то по крайней мере те, что ведут журналисты.

Британская модель

Две недели назад Кремль получил поддержку из-за рубежа. Британская комиссия по жалобам на прессу впервые распространила закон о СМИ на блог колумниста Рода Лиддла. В своем блоге на сайте журнала Spectator журналист сообщал, что в большинстве лондонских преступлений виноваты темнокожие выходцы из стран Карибского бассейна. Комиссия потребовала от журналиста опровержения фактов, которые она признала не соответствующими действительности. Отныне в Кремле любят говорить, что надо «воспользоваться британской моделью».

Необязательно идти по пути Казахстана и пытаться контролировать сразу всех блогеров, поясняет кремлевский чиновник: «Многие из них не умеют ничего, кроме как писать слово “отстой”». Идея, объясняет источник Newsweek, в том, чтобы обязать любого репортера, ведущего блог — на редакционном сайте или в ЖЖ, — регистрировать его как средство массовой информации. Журналист не похож на других интернет-пользователей, рассуждает чиновник. У него есть доступ к информации из органов власти, а значит, он должен нести ответственность за использование своих эксклюзивных знаний. И отвечать по закону о СМИ — печатать опровержение информации, публикующейся в блогах, платить штрафы за фактические ошибки и нанесение ущерба деловой репутации ньюсмейкеру.

В крайнем случае блогер может лишиться права на публикации в интернете от собственного имени. Точно так же, как и СМИ в случае нарушения закона могут быть лишены регистрации. Логика превращения блогов в СМИ даже не в наказании, а в устрашении, признается собеседник Newsweek: достаточно прецедента, когда блогеру присуждается крупный штраф, — и многие притихнут.

 

Сторонники этой идеи напоминают, что журналисты и сами настаивают на особом статусе. Например, Союз журналистов Москвы заключил с руководством столичного ГУВД соглашение о работе на митингах. Согласно договору, милиционеры не должны задерживать журналистов, которые освещают несанкционированную акцию протеста, если они, например, носят жилеты с отличительными знаками.

«Блоги являются личным пространством пользователя, — спорит топ-менеджер “Супа” Аннелис ван ден Бельт. — С нашей точки зрения они не являются СМИ, так как это противоречит самой идеологии блогинга». Максим Эмм из «Информзащиты» объясняет: в случае если ресурсы вроде ЖЖ обяжут регистрировать часть пользователей в качестве СМИ, сделать это будет технически несложно. «Надо просто доработать сайт, дописав программный код блогов», — утверждает он. В таком случае при регистрации на сайте журналист получит индивидуальный идентификатор.

С особыми пометками интернет сталкивается не впервые. Два года назад, выступая на открытии Российского интернет-форума, Медведев пожаловался, что обнаружил на портале «Одноклассники» 645 фальшивых страниц с собственным портретом. Пресс-секретарь ресурса Нана Куликова, по рассказам очевидцев, находчиво посоветовала президенту написать 645 жалоб, которые позволят ресурсу избавить его от нежелательных двойников.

Но все вышло наоборот. Президент жалоб писать, конечно, не стал. А вот «Одноклассники» ввели опознавательный знак для VIP-пользователей — желтую звезду, которая утверждалась руководством ресурса и гарантировала подлинность личной страницы. Звезду немедленно раскритиковали — мол, что делать евреям, обнаружившим, что их страницы в «Одноклассниках» помечены желтой звездой. В итоге звезда поменяла цвет на оранжевый.

 

Национальный поисковик

С начала весны в интернет-сообществе обсуждают и другую идею чиновников — создание национальной поисковой системы, которую якобы собирается запустить Министерство связи. На проект, говорят на рынке, планируется потратить около $100 млн. Создание ресурса, как утверждает сразу несколько источников Newsweek в IT-компаниях, хотят поручить компании «Ашманов и партнеры» во главе с одним из бывших топ-менеджеров Rambler Игорем Ашмановым. Среди его последних проектов — системы «Антиспам» для «Лаборатории Касперского» и работа по госзаказу — сайт «Здоровая Россия». Злые языки утверждают, что сайт получился несоразмерно дорогим — в несколько раз дороже, чем планируется потратить на новый сайт Думы с поддержкой видеоконференций.

Идея создания национального поисковика вызвала на рынке непонимание. «Зачем России новый ресурс, если рынок плотно разделен между лидерами — Яндексом и Google?» — недоумевает Максим Эмм. «Если следовать свободному выбору россиян, то они голосуют за Яндекс», — считает блогер и интернет-менеджер Антон Носик.

Это пощечина действующим поисковикам, уверены эксперты. И повод для политического торга. При появлении нового игрока, отщипывающего аудиторию у лидеров, они могут стать более уступчивыми в вопросах информационной политики — принципиального вопроса государственной пропаганды. «Уже не очень ясно, что влияет на информационную картину дня больше — новости в СМИ или ленты Яндекс.Новости», — рассказывает кремлевский чиновник.

Говорить о какой-либо независимости российских поисковиков сложно. Например, в конце прошлого года Яндексу пришлось отказаться от публикации рейтинга популярных блогов. Как утверждают источники, близкие к руководству компании, «в Яндексе устали от того, что после появления каждой топ-новости в блогах раздавался звонок из Кремля».

 

Другой собеседник, близкий к руководству компании, утверждает, что «Яндекс» не раз становился жертвой профессиональных спамеров, которые выводили в топы «провокационную новость». Два года назад случился настоящий скандал — в поиске «Яндекс» по запросу «враг народа» вылезала фамилия «Путин» и ссылка на сайт Кремля. Профессионалы объясняют, что это метод поисковой оптимизации — специальной программой можно направить поисковик по ложному следу. Компании пришлось спешно исправлять ситуацию. Правда, редактура коснулась только запроса, приводящего к результату «Путин». Белорусский президент Александр Лукашенко еще долго оставался в Яндексе первым ответом на запрос «аццкий сотона».

Пользователи не раз портили и без того не безоблачные отношения между крупнейшим поисковиком и лидерами государства. Два года назад во время онлайн-конференции на площадке Яндекса Владимиру Путину пришлось отвечать на вопросы о «ктулху» и «человекоподобных роботах» — за эти вопросы проголосовали пользователи. Путин на вопросы ответил, но конференций в Яндексе больше не проводил. Новой и единственной онлайн-площадкой стали «Вести.ру».

На те же грабли с Яндексом наступил и тогдашний первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Накануне президентских выборов он тоже решил провести в Яндексе онлайн-конференцию в статусе куратора нацпроектов. Советники президента подстраховались — пользователей строго ограничили темами четырех национальных проектов, а вопросы были разбиты на тематические блоки. Флешмоберы нашли причудливый выход: на первое место в рубрике «сельское хозяйство» вывели вопрос про овощи из популярного анекдота про Путина и Медведева.

Источник в одной из компаний, инвестирующих в интернет, считает, что «национальный поисковик» — это просто пустые разговоры, которые не закончатся ничем, но цель этой кампании — не Яндекс, а Google. Дело в том, что российский поисковик все же стремится продемонстрировать свою лояльность государству — в прошлом году было объявлено о продаже Сбербанку «золотой акции» Яндекса. Google же, наоборот, окружен скандалами.

 

В конце апреля компания, шумно покинувшая китайский рынок, объявила, что будет обнародовать все запросы, которые получает от государственных деятелей из разных стран. Так компания собирается бороться с политической цензурой — просьбами установить специальные информационные фильтры или выдать информацию о пользователях. Для начала компания опубликовала рейтинг просьб за последние шесть месяцев прошлого года. На первом месте в списке просителей находится Бразилия, а Россия — в хвосте. И тем не менее за полгода представители государства обращались в компанию не менее десяти раз.

С национальным поисковиком сложностей должно быть меньше, говорят патриоты от интернета: он будет сам отфильтровывать неблагонадежные сайты. Вместе с ним следует создать национальную операционную систему: «Мы единственная страна, которая полностью работает в системе Microsoft Windows-Office, — говорит кремлевский чиновник. — Правительственным структурам нужно больше конфиденциальности».

В интернет-среде, правда, это считают почти фантастикой. «С таким же успехом можно делать русские национальные sim-карты, которые не влезают в импортные телефоны», — иронизирует Антон Носик.

Пока Кремль и Белый дом думают, как отрегулировать интернет без особых имиджевых потерь, спецслужбы прямолинейно требуют от провайдеров раскрытия информации о пользователях. Две недели назад Минкомсвязи подготовило проект приказа, обязывающего интернет-провайдеров предоставлять правоохранительным органам информацию об IP-адресах абонентов.

 

Впрочем, еще с 2000 года провайдеры подчиняются приказу Минсвязи, который обязал их установить систему СОРМ-2. Она позволяет спецслужбам получать информацию о подключениях и трафике абонентов. Проблема лишь в том, что для обработки всех получаемых данных не хватит никаких кадров. Даже несмотря на это, система фактически уже помогла государству справиться с самой главной проблемой интернета — анонимностью. Но в будущем, мечтают регулировщики интернета, даже это будет не нужно. Интернет становится более цивилизованной средой, а значит, анонимность уходит в прошлое, размышляет депутат Шлегель. При этом он надеется, что в будущем у всех пользователей будут личные интернет-ID. С их помощью можно будет вычислить автора любого поста в ЖЖ, создателя любого сайта или распространителя любого видеоролика.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+