Страны СНГ получают от России реальную помощь в обмен на эфемерные обязательства, но ждут предложений США или Китая
Подписание соглашения с Украиной по продлению базирования Черноморского флота в Севастополе до 2042 года является, безусловно, крупной внешнеполитической победой России.
Мировой экономический кризис способствовал изменению политической ситуации в СНГ. Страны Запада, до этого стремившиеся весьма активно участвовать в событиях на постсоветском пространстве, сосредоточились на внутренних проблемах и резко снизили свой интерес к региону. В большинстве своем слабые экономики стран Содружества понесли значительные потери. Для исправления ситуации им необходимы значительные вливания, которые теперь крайне затруднительно получить, разыгрывая карту бескомпромиссного противника Кремля. Напротив, резко возрос интерес к использованию России в качестве финансового донора. Этим, в частности, объясняется резко возросшая сговорчивость элиты Украины.
У России открывается окно возможностей. Используя текущую конъюнктуру, можно предложить региональным элитам реальный интеграционный проект. Его основой должен стать отказ России от имперских амбиций и построение союза равноправных государств, в равной мере учитывающего интересы всех его участников. Если этого не произойдет, то благоприятный момент будет упущен. Государства СНГ попрактикуются в игре, в которую так любили играть с СССР страны «социалистического выбора»: получение реальной экономической помощи в обмен на эфемерные политические обязательства. От обязательств всегда легко отказаться, а возврат потраченных средств маловероятен.
Тут примером служит поведение администрации Курманбека Бакиева, получившей двухмиллиардный кредит в обмен на обещание закрыть американскую базу Манас. База существует и, вероятно, будет существовать и впредь, Бакиев свергнут и бежал из страны, а выданный Киргизии кредит вряд ли будет погашен.
Возможное возрождение старой игры на новом этапе не только будет свидетельствовать о существенном сокращении геополитического статуса России: территорией соответствующих игр СССР был весь третий мир, а у России это только страны СНГ. Оно таит в себе опасность последующего сокращения сферы влияния. Ведь кризис не вечен, с его окончанием интерес США и Европы к постсоветскому пространству снова возрастет, а на сцене появятся новые игроки, в первую очередь Китай. Если Россия не воспользуется своим благоприятным шансом и не переведет свои отношения со странами СНГ на новый уровень, в дальнейшем ей все сложнее будет противодействовать конкурентам в регионе, который она считает сферой своих национальных интересов.