В четверг началось уничтожение товаров, изъятых при закрытии Черкизовского рынка. В 1303 контейнерах на складах компании «КБС АСТ», принадлежащей Тельману Исмаилову, находится около 100 000 т обуви, одежды, текстиля и кожгалантереи. Все 100 000 т признаны небезопасными для жизни и здоровья потребителей. Операция обойдется госбюджету в 384 млн рублей.
В начале июня 2009 года контейнеры с одеждой, обувью и другими товарами общей стоимостью $2 млрд были арестованы на складах Черкизовского рынка. Задержанный груз поначалу объявили самой крупной партией контрафакта в истории страны. Было возбуждено уголовное дело. По итогам расследования произошли изменения: в частности, сейчас в Росимуществе, выступающем заказчиком ликвидации товаров, подчеркивают, что все 100 000 т товара являются отнюдь не контрабандой или контрафактом, а опасной для жизни и здоровья продукцией. Следственный комитет при прокуратуре РФ еще летом заявил, что весь опасный товар будет уничтожен. Басманный суд Москвы, удовлетворив ходатайство следователей, разрешил уничтожить товары «как вещественные доказательства».
Посмотреть на этот процесс журналистов пригласили 10 июня 2009 года. Однако в тот день товар ликвидировать так и не стали. Тогда в СКП объяснили, что уничтожение столь большого количества вещей обойдется не менее чем в 200 млн рублей. И что таких денег в период финансового кризиса у властей нет. Процедуру отложили на неопределенный срок. А тем временем в октябре на складе, где хранилась конфискованная обувь, возник пожар, уничтоживший часть товара.
В конце концов переработку товаров с Черкизовского рынка Росимущество заказало принадлежащему правительству Москвы ГУП «Экотехпром». Сообщается, что 22 назначенные следствием санитарно-эпидемиологические и шесть товароведческих экспертиз показали, что в товарах превышены нормы содержания формальдегида, толуола, этилбензола, бензола и других вредных веществ.
Работы идут прямо на бывших складах рынка и продлятся целый год. «Это самый крупный госзаказ нашего предприятия», — рассказал Forbes Сергей Сафонов, заместитель гендиректора «Экотехпрома». По данным СПАРК, выручка ГУП за 2008 год составила почти 1,96 млрд рублей, чистая прибыль — 17,2 млн рублей.
Для выполнения заказа предприятие специально приобрело шредер финской фирмы Tana стоимостью около 20 млн рублей, способный дробить мягкие предметы — одежду, обувь и даже матрасы. После перенастройки, рассказывает Сафонов, его можно будет использовать для утилизации дерева, бетона и даже металлической бытовой техники, например холодильников.
Заказ компания получила без конкурса. В своем распоряжении правительство, сославшись на положение закона «О размещении заказов…», признало «Экотехпром» единственным исполнителем. Росимуществу поручили заключить договор. «Поскольку есть решение суда, — объясняет представитель ведомства Татьяна Зубанова, — не было другого выхода, как пустить имущество под нож».
Александр Круглик, первый вице-президент компании «Рослегпром», радуется, что все эти товары не попали на рынок. То, что товары с Черкизовского рынка не учитывались в статистике, говорит он, искажало картину, и российские предприятия не могли точно планировать производство и поставки. Теперь мелкооптовые торговцы отреагировали и увеличили заказы. Стало расти производство.
Выступая в начале декабря на прямой линии с россиянами, премьер Владимир Путин объяснял, что ликвидация рынка улучшила ситуацию в российской легкой промышленности. По его словам, с 29 июня, когда рынок был закрыт, мелкие оптовики переориентировались на отечественного производителя и «объемы производства [российского] трикотажа… увеличились почти на 5%, одних брюк начали производить на 16% больше и костюмов на 13% больше, чем раньше».
По данным Росстата, за 9 месяцев прошлого года по сравнению с тем же периодом 2008 года, действительно, вырос выпуск некоторых отечественных товаров. Обуви произведено на 2,4% больше, детской обуви — на 27,2%, одежды для новорожденных — на 25,9%.
Вот только товары, о росте которых заявил премьер Путин, подкачали. Выпуск швейных изделий (львиную долю этой категории составляет одежда) за три квартала прошлого года составил 79,8% от соответствующего периода 2008 года. Текстиля — 91,2%. Костюмов — 78,3%.