Премьер-министр Владимир Путин в понедельник провел торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди одного из самых масштабных проектов современной России — нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), связавшего нефтяные месторождения Восточной Сибири и Якутии с портовым терминалом на побережье Тихого океана.
«Это стратегический проект, потому что он позволяет нам выйти на совершенно новые, растущие, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня Россия здесь присутствует, но в недопустимо малом объеме», — заявил Путин. После завершения строительства второй очереди нефтепровода, намеченного на 2012 год, его общая пропускная способность позволит транспортировать до 80 млн т нефти в год — треть от всего нынешнего экспорта России. В настоящее время доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспортных поставках нефти из России составляет всего около 4%, и доведение этой доли до 30% является одной из главных задач Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года.
По словам Путина, строительство первой очереди ВСТО (ВСТО-1) протяженностью 2694 км (от Тайшета до Сковородкино) обошлось России в 360 млрд рублей (около $12 млрд), еще 60 млрд рублей ($2 млрд) было направлено на строительство нефтяного порта Козьмино в конечной точке маршрута. «По протяженности вся система больше, чем БАМ. Мы приняли решение о начале работ 31 декабря 2004 года. За 5 лет завершили практически все, что задумали», — заявил Путин.
Маршрут нефтепровода проходит через Тайшет (Иркутская область), Усть-Кут (Иркутская область), Ленск (Якутия), Алдан (Якутия) и Сковородкино (Амурская область). В последнем пункте трубопровод пока обрывается: дальше нефть везут по железной дороге в Козьмино (Приморский край), где перегружают на танкеры. Вторая очередь ВСТО (ВСТО-2) будет представлять собой участок нефтепровода Сковородкино — Козьмино протяженностью 2100 км. Его строительство планируется начать в 2010 году, закончить — в 2012 году, расчетная стоимость проекта — 350 млрд рублей.
Пока что пропускная способность ВСТО-1 — до 15 млн т нефти в год. Но в 2010 году начнется строительство ответвления из Сковородкино в Китай. Это позволит увеличить пропускную способность до 30 млн т.
О строительстве «китайского» отвода Россия и Китай договорились в феврале 2009 года. Оно начнется в следующем году, ввод в эксплуатацию запланирован на 2011 год. В течение 20 лет Китай будет ежегодно получать по 15 млн т нефти. В рамках этого соглашения «Роснефть» и «Транснефть» получили кредиты Банка развития Китая в размере $15 млрд и $10 млрд соответственно, частично эти средства уже были использованы при строительстве ВСТО.
Примечательно, что идея строительства нефтепровода в Китай из Восточной Сибири впервые была обнародована ровно 10 лет назад, в декабре 1999 года. Тогда состоялись первые переговоры между главой нефтяной компании ЮКОС Михаилом Ходорковским и представителями Китайской национальной нефтяной компании (CNPC). Полтора года спустя, в июле 2001 года, премьер-министр РФ Михаил Касьянов и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали соглашение «Об основных принципах разработки технико-экономического обоснования нефтепровода Россия — Китай». Стоимость строительства нефтепровода Ангарск — Дацин была оценена в $1,7 млрд, его разработку вели специалисты ЮКОСа, CNPC и «Транснефти».
Между тем уже весной 2002 года «Транснефть» представила на рассмотрение правительства собственный вариант проекта нефтепровода, который предусматривал строительство трубы из Ангарска не до китайской границы, а до порта Находка. «Траснефть» оценила новый проект в $4 млрд. В 2003 году оба проекта объединились в один под общим названием «Восточная Сибирь — Тихий океан», а в 2004 году изменились крайние точки маршрута: Ангарск заменили на Тайшет, Находку — на бухту Перевозная. Расчетная стоимость проекта непрерывно росла: в начале 2004 года представители «Транснефти» оценивали ее в $10-11 млрд, к концу того же года — в $16 млрд. 31 декабря 2004 года окончательный проект ВСТО утвердил премьер-министр РФ Михаил Фрадков.
В 2006 году проект был еще раз скорректирован. Президент Путин послушался экологов и распорядился сделать так, чтобы труба не приближалась к озеру Байкал (изначально она должна была пройти по побережью).
Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО, качественно превосходит сорт Urals — она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием «ВСТО». Правительство РФ также обнулило экспортные пошлины для нефти ВСТО из 13 месторождений Восточной Сибири. Как ожидается, этот список будет расширен до 22 месторождений.