К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Губернатор, его жена и кошка

Губернатор, его жена и кошка
Как отбирают кандидатов на управление российскими регионами

Статья опубликована в журнале «Русский Newsweek» №48 (267) за 2009 год

Когда в августе нынешнего года президент Венесуэлы Уго Чавес приезжал в Москву, в волгоградской администрации всерьез говорили, что он не только будет просить кредит у Владимира Путина с Дмитрием Медведевым и признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Еще, верили волгоградские чиновники, он непременно замолвит слово о своем давнем друге волгоградском губернаторе Николае Максюте. Чиновники вспоминали, как два года назад Чавес гостил у Максюты, вместе с ним ловил рыбу и даже был принят в казаки.

Николаю Максюте с его довольно зыбкими шансами на переназначение любая помощь была бы кстати. И в подобном нервном ожидании сегодня более десятка губернаторов. Все они фигурируют в списках на замещение губернаторской должности, представленных президенту «Единой Россией». На прошлой неделе Борис Грызлов предложил Медведеву еще три списка: по Курской области, Дагестану и Еврейской АО.

 

Медведев тянет с губернаторскими назначениями, но скоро процесс ускорится: с нового года на обдумывание предложенных партией кандидатур у него будет уже всего 40 дней вместо нынешних трех месяцев. Губернаторов будут менять активнее, подтверждает источник в Кремле. И тем больше они нервничают.

Недавно пал свердловский губернатор Эдуард Россель — первый в ряду тяжеловесов-долгожителей, про которых давно говорят, что Кремль от них устал. Еще в момент появления свердловского списка Newsweek писал, что у правительственного чиновника Александра Мишарина шансов больше, чем у остальных, но ясности, кого поставят, не было до самой последней минуты.

 

Еще никогда прежде так много губернаторов не находились одновременно в подвешенном состоянии. Если не считать Еврейскую АО — там действующий глава Николай Волков сам попросился на покой и не был включен в список, объяснил Борис Грызлов, — действующие губернаторы всегда попадают в списки на переназначение. Теперь им ясно, что это не дает никакой гарантии — только шанс. Лидеры на местах предпринимают все, то в их силах. Волгоградские чиновники, например, справедливо опасаясь, что им пришлют нового начальника из Москвы, на всякий случай уже выдали себе декабрьскую и тринадцатую зарплаты.

Предварительная селекция

Главный редактор газеты «Марийская правда» Василий Панченко недавно брал интервью у президента Марий Эл Леонида Маркелова и теперь ему сочувствует: «До инфаркта можно довести человека. Это как ждать смертной казни. Если надо отрубить голову губернатору, так рубите и назначайте другого». Маркелов объяснил ему, что находится в полном неведении относительно своей судьбы, и выражал сочувствие инвесторам, которые не знают, с кем теперь договариваться у него в республике. В Екатеринбурге тоже жаловались, что с тех пор, как Росселя подвесили, стало невозможно принимать решения. Все по закону, возражает источник Newsweek в Кремле: у президента есть 90 дней и он их использует.

Бывший сотрудник администрации президента уверяет, что Кремль решил перейти к новой системе назначения губернаторов, намереваясь сделать ее более демократичной. Было решено вместо президентских полпредов подключить партии – точнее «Единую Россию», у которой большинство во всех областных парламентах. Теоретически партийному руководству своих кандидатов должна рекомендовать местная ячейка. На практике это не так.

 

На прошлой неделе в Ханты-Мансийском автономном округе случился скандал: местная «Единая Россия» нарушила неписаное правило и предала огласке составленную ей тройку. Руководителя окружного исполкома Анатолия Дубовика сразу уволили. Корреспондент Newsweek позвонил в исполком: секретарша посовещалась с Дубовиком и сказала, что «он ушел». Действительно, в трубке послышались шаги. «Он уехал», - сказала она на следующий день. Публикация списка претендентов на пост главы ХМАО была задержана — он должен был быть представлен президенту на прошлой неделе вместе с дагестанским, еврейским и курским.

Когда утром 12 ноября депутаты и сенаторы направлялись в Георгиевский зал Кремля заслушивать послание президента, секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин и глава исполкома партии Андрей Воробьев, войдя на кремлевскую территорию, сначала завернули в корпус, где сидит первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. В реальности в формировании «троек» местные отделения не участвуют, говорит кремлевский источник. В процесс вовлечены пять-шесть человек в Москве, если не считать Медведева с Путиным, которые могут вмешаться в любой момент. И влияние партийных боссов на составление списков и определение кандидатур растет, несмотря на то, что им приходится постоянно советоваться с администрацией.

Человек из центра

Тройка кандидатов, реже четверка или пятерка, в итоге составляется по такой модели: действующий губернатор, крепкий чиновник из региона и «федеральная звездочка». Поставить в список губернатора — это ритуал. Волгоградский лидер Максюта в списке, хотя и в Думе, и в области говорят, что его скоро сменит вице-спикер Думы Валерий Язев, влиятельный лоббист «Газпрома». А кресло вице-спикера, по информации Newsweek, может достаться депутату Павлу Крашенинникову.

Местный бюрократ — это, как правило, технический кандидат, составляющий видимость конкуренции. Если позиции у губернатора прочные, таких статистов может быть даже два. Например, для Астрахани Медведеву предложили на выбор самого губернатора Александра Жилкина, его зама Константина Маркелова и спикера областной думы Александра Клыканова. Губернатор, его жена и кошка, шутят местные острословы.

Впрочем, попасть в тройку финалистов — это уже достижение, подчеркивает другой источник в Кремле, это трамплин для последующего продвижения. По похожей модели и раньше полпреды составляли свои «двойки» кандидатов: один реальный и уже согласованный, второй — на перспективу. Очевидно, именно по этой схеме в свердловский список попал глава областного правительства Виктор Кокшаров, на лидерство в Коми претендует местный министр финансов Вячеслав Гайзер. Оба они — в президентском кадровом резерве, точно так же как глава пермского правительства Валерий Сухих из приморского списка.

 

Появление в тройке человека из центра — самый опасный вариант для губернатора, утверждает политолог Александр Кынев. Кремль хочет ставить на места людей из Москвы. Федеральный чиновник практически всегда становится фаворитом, даже если не знаком местной элите. Так, в республике Марий Эл начали почти всерьез готовиться к тому, что президентом станет бывший пензенский вице-губернатор Олег Мельниченко. Он прославился тем, что перед телекамерами в телогрейке руководил операцией по спасению зарывшихся в землю сектантов Петра Кузнецова. В сентябре его перевели из помощников полпреда в представители президента в квалификационной коллегии судей Пермского края.

Кремлевское благословение

Пока не поставлена точка, губернаторы пытаются решить вопрос в свою пользу. Еще год назад казалось, что глава Приморья Сергей Дарькин обречен на отставку. В мае 2008 года у губернатора прошли обыски. Наезд на Дарькина был очень мощным, вспоминает политолог из Владивостока Петр Ханас. Но Дарькин сумел продемонстрировать, что активно готовится к саммиту АТЭС. Будучи недавно во Владивостоке, Путин сказал, что сбавлять темп нельзя. Значит, Дарькин усидит, рассуждает Ханас: если менять лидера, бардак неминуем.

У алтайского губернатора Александра Бердникова была еще более тяжелая ситуация. У него в начале января во время охоты на горных баранов, занесенных в красную книгу, разбился вертолет с полпредом президента в Думе Александром Косопкиным на борту. В окружении губернатора Бердникова считали, что он будет переназначен, если сумеет разрулить «вертолетный скандал». Он так и сделал – еще в августе уголовное дело было закрыто, браконьерами были признаны только погибшие. С уволенного после охоты влиятельного вице-губернатора Анатолия Банных – он тоже был на борту, но выжил – обвинения были сняты. «Мы что, Косопкина под дулом автомата посадили [в вертолет]?», - смеется теперь пресс-секретарь Бердникова Елена Кобзева. Особенно местных чиновников приободрило то, что этим летом Путин отдыхал на Алтае.

«Они радуются любому чиху из Кремля. Даже новогодней открытке. Все преподносится как кремлевское благословление», - говорит главный редактор курской газеты «Друг для друга» Евгений Новиков. На курского губернатора Александра Михайлова тоже снизошло благословение. Президент Медведев, когда приезжал в область поклониться возвращенной из США курской куренной иконе, заехал вместе с губернатором в село, где жили его предки. С астраханским губернатором Жилкиным президент порыбачил. Не повезло только Николаю Максюте: в сентябре он ждал на церемонию открытия моста через Волгу премьера Путина, а тот не приехал.

 

Курганский губернатор Олег Богомолов не на шутку испугался, рассказывает политолог Кынев, когда депутат Думы Вячеслав Тимченко, близкий к главе правительственного аппарата Сергею Собянину, вошел в список претендентов и развил бурную деятельность. В целях самообороны, продолжает эксперт, команда Богомолова даже распространила слух, что Тимченко может возглавить Ханты-Мансийский автономный округ, а в курганском списке он так — для раскрутки. Про Собянина говорят, что стал сильным лоббистом в губернаторских назначениях. Новый свердловский губернатор Мишарин — из его команды. Он же может заметно повлиять на расклад сил в стратегическом нефтяном Ханты-Мансийском округе.

Самая чувствительная в политическом смысле — позиция лидера Дагестана. В Москве не могут не видеть, что нынешний лидер Муху Алиев не справляется: ситуация в республике накаляется от месяца к месяцу. Но на кого его менять? Логика, в которой предпочел бы действовать Кремль, понятна: идеальный кандидат для любой кавказкой республики — лидер, лояльный Москве и не связанный с местными кланами, но влиятельный, а, значит, независимый в финансовом смысле. Такой, с которым можно было бы в том числе связывать надежды на улучшение экономической ситуации.

В «пятерке» на Дагестан, кроме самого Алиева, есть три сильных претендента. Первый — бывший советник Алиева Магомед Абдуллаев, только что, в конце октября переведенный в вице-премьеры республики. Второй — бывший сенатор Магомед Магомедов, владелец холдинга «Сумма капитал», в который входят нефтегазовые, горнорудные и телекоммуникационные активы. Кого ставить на Дагестан, видимо, будет окончательно решено после того, как будет назначен новый уполномоченный по Кавказу. Источник в Кремле не исключает, что им может стать Владислав Сурков, ведь Кавказ — это зона его ответственности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+