К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что принесет рынку Закон о торговле

Что принесет рынку Закон о торговле
Закон о торговле принят и вступит в силу 1 февраля. Кому он поможет, кто пострадал, что будет с ценами?

Закон о торговле, который несколько лет не могли разработать, а потом несколько месяцев не могли принять, утвержден сегодня Думой во втором чтении. Две группировки — торговые сети с одной стороны и производители с другой — так яростно лоббировали свои интересы, что от первоначального проекта почти ничего не осталось. Депутаты не успевали рассмотреть сотни поправок, ключевые положения многократно переписывались, сроки рассмотрения без конца переносились.

Закон призван поменять правила игры на продовольственном рынке. Продуктовым сетям теперь запрещено расширяться на рынке любого регионального образования (что это такое, в документе объясняется не очень четко), где они имеют долю больше 25%. Размер бонусов, которые сетевой ритейлер может получить от поставщика за объем проданных товаров, ограничен 10% от суммы договора. Срок, в течение которого сеть должна с ним расплатиться, существенно сокращен. Эти и другие базовые положения сопровождаются множеством оговорок, из-за которых закон, по мнению игроков, оказался чересчур запутанным и невнятным.

Как он повлияет на рынок, что будет с ценами? Forbes собрал мнения экспертов.

Продуктовые сети
ИТАР-ТАСС

Продуктовые сети

Большинство ограничений — максимальная доля присутствия в регионе, предельный размер бонусов и пр. — очень мало отразится на работе продуктовых сетей. Существенно для них только одно — обязанность расплачиваться с поставщиками в строго ограниченные сроки (от 10 до 45 дней в зависимости от вида товара). «Это повлечет за собой сокращение оборотных средств», — говорит аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов.

Ограничение в размере бонусов от поставщиков — мера, ущерб от которой сети смогут практически свести к нулю. «Самый простой выход — увеличить торговую наценку», — говорит генеральный директор «Московской пивоваренной компании» Игорь Дементьев. По его мнению, сетевые компании смогут оформлять получение этих средств за какие-то другие виды услуг или переводить платежи в отдельные компании, формально не связанные с главным юридическим лицом. Антимонопольное ограничение также существенно не скажется на развитии сетей: им есть где развиваться за пределами освоенных территорий.

Производители
Photoxpress

Производители

Затраты на общение с сетевыми компаниями останутся для поставщиков на прежнем уровне. Освободившись от уплаты высоких бонусов, они просто будут вынуждены по требованию сетей снижать закупочные цены.

Что интересно, ограничение сроков возврата средств также повредит некоторым производителям и поставщикам. «Есть поставщики, которые могут дешево привлекать капитал. Раньше они предпочитали подождать, но получить больше, а закон требует, чтобы получали через короткий срок. Значит, сеть просто заплатит им меньше», — говорит старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков.

Покупатели

Покупатели

Покупатели пострадают от введения нового Закона о торговле в наибольшей степени. «Возможно повышение цен, потому что этот закон ограничивает конкуренцию, развитие крупных эффективных сетей», — считает Михаил Красноперов из «Тройки Диалог». Дело в том, что, поскольку 25-процентное монопольное ограничение вводится для широкого списка региональных образований (субъект РФ, муниципальный район, городской округ), наличие крупного гипермаркета в небольшом городе может сделать невозможным строительство магазина той же сети в соседнем населенном пункте.

Кроме того, компенсировать недополученные из-за снижения доходов бонусы сети смогут отчасти и за счет покупателей. «У сетей не будет хватать доходов из-за снижения бонусов, и они будут проецировать это и на покупателя», — говорит основатель сети «Копейка» Сергей Ломакин.

Вадим Новиков, старший научный сотрудник Академии народного хозяйства, считает, что антимонопольное ограничение для сетей ставит в невыгодные условия покупателя. «Потребителя лишают возможности иметь дело с продавцом, которого он выбрал. Это позволяет другим магазинам повысить цены», — говорит Вадим Новиков.

Несетевые магазины
Photoxpress

Несетевые магазины

Мелкие магазины — единственная сторона, выигрывающая от принятия нового закона. «Если сдерживать развитие современных сетей, в более выгодном положении окажутся магазины, которые предлагают устаревший формат», — считает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов. «Скорее всего, будут образовываться новые сети. Думаю, это стимулирует развитие малого бизнеса», — говорит владелец компании «Русское поле» Тигран Телунц.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+