Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль в течение нескольких недель корректирует расписание авиарейсов в европейских городах. Стихия затронула более 2 десятков стран, были отменены тысячи рейсов, 7 млн пассажиров не смогли вовремя попасть в точку назначения. Общий ущерб, по оценке Еврокомиссии, составил не менее €1,5 млрд (ежедневные потери €200 млн). Между тем, в выигрыше оказались паромные компании, операторы железных дорог и организаторы автомобильных перевозок.
По данным исполнительного директора ассоциации европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний Йоханнеса Людевига, в Италии было заказано более 20 000 дополнительных мест в поездах, преимущественно на скоростных направлениях. Дойче бан использовал все имеющиеся в наличии поезда и трафик на дальних поездах увеличился на 30%. Евростар пустил 63 дополнительных поезда и перевез дополнительно 50 000 пассажиров. Согласно исследованию, проведенному компанией Eurostar, более 84% британцев предпочтут скоростную дорогу авиаперелету, когда в следующий раз соберутся ехать в континентальную европу.
Настоящий бум зарегистрировала международная паромная компания Stena Line. Апрель для паромного бизнеса считается низким сезоном. Но в течение нескольких дней после начала извержения объем заказов превышал дневные показатели, которые регистрируются в высокий сезон. Количество пассажиров по всем направлениям, которые обслуживает компания, выросло в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на самых «ударных» маршрутах зарегистрирован еще более впечатляющий рост: на маршруте Hoek van Holland-Harwich (Нидерланды-Великобритания) объем продаж билетов вырос вдвое, а на маршруте из Холихеда в Дублин — почти в два с половиной раза. «У нас появился новый тип пассажира, преимущественно бизнесмены, а следовательно и возможность привлечь новых клиентов для регулярных деловых поездок и в качестве отдыха, — рассказал Forbes представитель Stena Line Джеспер Волтерссон — опросы показывают, что новая группа клиентов более лояльна к компании, чем наши регулярные пассажиры».
Серьезный приток пассажиров испытал и рынок наземных чартерных перевозок. Так, компания Trailways Europe, доставляющая пассажиров в европейские аэропорты, открыла новое направление бизнеса – перевозки на большие расстояния, занимающие несколько дней. «Нам звонили люди, застрявшие в аэропортах, с просьбой прислать за ними автобус, но мы не могли им помочь – не было резервных автобусов», — говорит управляющий директор Trailways Europe Мартин Бессельсен. Компания открыла десяток новых маршрутов и исчерпала резерв автобусов.
Компания Eurail.Com, продающая билеты на европейские железные дороги, зафиксировала рост заказов в тот момент, когда волна отмены авиарейсов пошла на убыль. «Пик продаж в этом году будет через несколько дней после того, как работа авиатранспорта полностью восстановится. Мы ожидаем, что, планируя будущий отпуск, больше людей задумаются о смене вида транспорта», — поделилась с Forbes своим прогнозом менеджер Eurail.Com Шанталь Сукель.