После введения новых таможенных правил, остановивших импорт вина в Россию, потребители могут остаться без качественного алкоголя. С 1 января ни одной партии не пропускают через границу без лицензии (для каждого вида алкоголя она своя). Заявки на лицензию Минпромторг начал принимать только 14 января, а на оформление лицензии отводится три недели.
С 1 января российскую границу не пересекла ни одна фура с алкоголем. Под раздачу попали все импортные вина, а также ром, виски и джин. В распоряжении Forbes оказалось письмо, направленное импортерами премьеру Владимиру Путину и руководителю Таможенной службы Андрею Бельянинову. В нем они предлагают ввести хотя бы переходный период до 1 июля, чтобы успеть получить лицензию.
Известие о новом порядке прохождения всеми винами таможни свалилось как снег на голову. В конце ноября новообразованный Таможенный союз принял соглашение о едином тарифном регулировании. Так как в Казахстане и Белоруссии завоз вин осуществлялся по лицензии, Россия подчинилась общим правилам, но чиновники, составляя документ, забыли, что на получение лицензии нужно время. Выдачу лицензий на экспорт и импорт предлагалось начать с 1 января 2010 года. Именно с этой даты и перестали пускать на территорию страны импортное вино и виноматериалы. Соответствующее письмо от замруководителя ФТС Сергея Шохина таможенные подразделения получили 30 декабря. После чего было прекращено таможенное оформление всего алкогольного импорта. Кто успел въехать в страну, застрял в Москве на таможенных терминалах, остальные фуры встали на границе.
Как рассказывает гендиректор виноторговой компании «Марин Экспресс» Дмитрий Журкин, сейчас фуры разворачиваются и едут обратно. «Ситуация совершенно идиотская. Слава богу, мы три трака успели разгрузить с вином вовремя и не повезли их в Россию».
Управляющий партнер крупнейшего импортера элитных вин «МБГ Импекс» Сергей Минаев уверен, что ситуация закончится пустыми полками в магазинах, как было четыре года назад с введением ЕГАИС: «Из той истории чиновники никакого вывода не сделали». На складах компании заканчивается французское шампанское Ruinart, почти не осталось испанского вина Torres. Минаев утверждает, что почти закончился товар у импортеров Martini и Baccardi.
Колоссальные потери бюджета в сборах и пошлинах, а также убытки и разорение компаний-импортеров предсказывают авторы письма Путину. «Совершенно неясной остается степень подготовки и проработанности данных распоряжений, а главное, их цели и задачи. Ведь в итоге проигравшими останутся все: и государство, и потребители, и отечественный бизнес», — пишут они.
Пострадают не только потребители импортных вин, но и покупатели более дешевых российских, которые делаются из импортного сырья. После горбачевской антиалкогольной вырубки виноградников страна до сих пор не пришла в себя, жалуются импортеры — 70% вин производится из привозного виноматериала, а шампанское почти на 100% делают на привозном сырье. По оценке директора российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадима Дробиза, убытки компаний-импортеров и российских винзаводов за полтора месяца составят порядка $300 млн.
С повышением минимальной цены на водку и официальным стартом антиалкогольной кампании люди могли бы переключиться на более качественный и легкий алкоголь. Но теперь с этим могут возникнуть определенные сложности. Президент Ассоциации сомелье Санкт-Петербурга Игорь Шарбатов уверяет, что многие его частные клиенты уже начали делать чуть ли не полугодовые запасы вина.