Михаил Черной, некогда помогавший Олегу Дерипаске начать алюминиевый бизнес, объявлен в международный розыск по линии Интерпола. Его обвиняют в отмывании денег и участии в организованной преступности. Бывшие партнеры давно в ссоре: Черной хочет отсудить у Олега Дерипаски долю в «Русале». В ходе подготовки к разбирательству стороны уже несколько лет обмениваются обвинениями в связях с мафией и спецслужбами. Черной подозревает, что и его теперешние проблемы с законом могут быть инициированы бывшим партнером.
Информация о том, что Михаил Черной объявлен в международный розыск, размещена на сайте Интерпола. В сообщении говорится, что ордер на его арест по подозрению в отмывании денег и участии в международных преступных группировках выдан Центральным судом №4 Национального суда Испании. Ранее сообщалось, что испанский суд выдал ордер на арест Черного, а прокуратура Испании просила британских коллег задержать его в Лондоне. Кроме того, в октябре El Mundo писала, что испанские правоохранительные органы изучают вопрос причастности к этому делу Олега Дерипаски.
Черной подозревает, что его проблемы с правосудием могут быть инициированы его бывшим партнером, с которым теперь он судится в Лондоне. В своем иске он утверждает, что совладелец «Русала» до конца не рассчитался с ним по заключенному в марте 2001 года соглашению, и претендует на 13,2% «Русала», или на сумму до $4,5 млрд. Представители Дерипаски на предварительных слушаниях в Лондоне отрицали наличие задолженности.
Стороны начали обмениваться «ударами ниже пояса» еще в ходе подготовки к этому процессу. В частности, представители Дерипаски заявляли, что Черной представлял интересы «измайловской» преступной группировки, с которой якобы приходилось делиться прибылью в обмен на «крышу». А Черной намекал на то, что Дерипаска готовил покушение на него руками сотрудников спецслужб. Представители обеих сторон заявили Forbes о намерении обнародовать в ходе слушания дела новые подробности.
«Я уверен, что английский суд во всем разберется и Дерипаска выплатит мне и стоимость моего пакета, и часть дивидендов, которые он вывел из компании», — говорил Черной в интервью Forbes летом этого года. Тогда он еще надеялся на мирное разрешение спора с бывшим партнером, которому когда-то помог заняться серьезным бизнесом.
«Я познакомился с Олегом в Лондоне в 1993 году на ежегодной конференции по металлам, — вспоминал Черной. — Он пытался скупать ваучеры, играть на бирже в пределах миллиона долларов, торговать цветным ломом». Черной как раз искал тогда управленца для своего алюминиевого бизнеса: компания хотела контролировать не только экспорт, но и производство металла. Черной увидел в молодом трейдере самого себя в молодости. «С Олегом у меня завязалась дружба, — говорит Черной. — Я пригласил его к себе в Париж, поводил по ресторанам. Показал красивую жизнь». Вместе с Дерипаской Черной летал в США (сегодня им обоим въезд в Штаты запрещен), ввел его в свой круг. Молодой торговец металлом уже в качестве партнера Черного приступил к скупке акций у рабочих и других акционеров Саяногорского алюминиевого завода.
Черной признает: протеже толково распорядился путевкой в большой бизнес. «Связи оставил ему я, и он успешно их развил. И с той семьей, членом которой он стал, его тоже познакомили люди из нашей бизнес-группы», — многозначительно роняет Черной.
Сегодня Черной живет на роскошной вилле в пригороде Тель-Авива. Ему принадлежат пара телекоммуникационных компаний и миноритарные доли в IT-фирмах.
Помимо иска о возврате доли в «Русале» Черной также подал иск на сотрудников Дерипаски в суд Тель-Авива. Как утверждает Черной, они сфабриковали данные для начала расследования в Испании, которые стали причиной выдачи ордера на его арест. «Один из ответчиков признался, что заказчиком сбора информации, которая легла в основу уголовного дела против меня в Испании, был именно Дерипаска, — заявил он газете «Ведомости». — Но тем самым Дерипаска вырыл себе яму — ведь в рамках этого дела испанская прокуратура обвиняет Дерипаску в том же, в чем и меня! Я уверен, что следующим в розыск будет объявлен Дерипаска».