Для бизнеса 2009 год был временем привыкания к новой реальности. Большинство бизнесменов и предпринимателей начали осознавать, что жизнь сложнее, чем они думали. Этот период еще не закончен: деления на тех, кто выстоял и кто все потерял, еще не произошло. Причина этого — активная раздача денег правительствами, которая поддерживает на плаву множество живых мертвецов. Больше всего их в строительстве жилой и коммерческой недвижимости, производстве товаров длительного пользования — одним словом, во всех отраслях, продукцию которых граждане развитых стран имели возможность и желание приобретать в кредит, — и в финансовом секторе. Расчет на то, что бюджетные вливания помогут выстоять жизнеспособным предприятиям, мне кажется наивным: это настолько «неконструктивные» деньги, что они просто будут продлевать агонию. В России, кстати, процесс разделения на мертвое и живое может пойти быстрее, чем на Западе: у нашего государства просто меньше денег, а проблема со старением основных фондов и качеством активов значительно более острая.