В понедельник стало известно, что главный редактор издательства «Вокруг света» (журналы «Вокруг света», «Наука в фокусе», «Первое. Второе. Третье», бумажные и электронные путеводители, альманах «Полдень. XXI век») Сергей Пархоменко с 1 января 2012 года покинет свой пост. Пархоменко рассказал Forbes о причинах своего ухода, планах, поделился мыслями о судьбе бумажных и электронных СМИ.
— Почему вы внезапно — даже для сотрудников издательства «Вокруг света» — приняли решение оставить пост главного редактора?
— В том, что случилось, нет ничего внезапного или трагического. Речь не идет о том, что прямо сейчас кто-то уходит, а кто-то приходит. Это отложенное решение, которое будет реализовано 1 января 2012 года, когда пост главного редактора издательства «Вокруг света» займет Маша Гессен. Мы просто заранее озвучили его.
Мне кажется, за два года [в должности главного редактора издательства «Вокруг света»] мне довелось проделать довольно значительную и заметную работу. Собственно, та реформа — включающая и радикальные изменения в журнале «Вокруг света», и глубокую перестройку путеводителей, и запуск новых журнальных проектов, и разработку электронных версий наших изданий, — пришла теперь к заметному, этапному результату. Об этом со мной договаривались, когда приглашали в издательство. И теперь, я считаю, пришло время, когда я могу заняться моими собственными проектами, которых накопилось немало и которые давно ждут своей очереди.
— Принятое решение как-то отразится на ваших взаимоотношениях с собственником издательства, гендиректором «Видео Интернешнл» Сергеем Васильевым?
— Между нами нет никакого конфликта, никакого недоверия. Это решение было нами подробно обсуждено, обдумано и согласовано.
— Вчера на редколлегии вы сказали, что Маша Гессен будет в первую очередь решать вопросы развития электронных версий изданий «Вокруг света». Какие конкретно?
— Очевидно, что при выборе кандидатуры Маши Гессен огромную роль сыграло то, что она несколько лет возглавляла редакцию «Сноба», где прилагались большие усилия к тому, чтобы бумажная и электронная версии издания развивались сбалансированно и в тесном взаимодействии. У Маши Гессен накопился очень интересный опыт строительства такого интегрированного издательского организма. Можно по-разному оценивать то, что получилось, по-разному относиться к «Снобу», но сам процесс, который там разворачивался, — это очень впечатляюще и очень содержательно.
— То, что происходит с «Вокруг света», — проявление общей тенденции вытеснения бумажных СМИ электронными?
— Я считаю, что правильная постановка вопроса такая, при которой издания на разных носителях существуют параллельно, но постепенно акцент переносится с бумажной версии на электронную. При этом каждая из них эволюционирует в своем темпе и со своей логикой. Нет ничего трагического в том, что в какой-то момент электронное издание становится главным, а бумажное отходит на второй план или вообще прекращает существование. Издательства должны решать вопрос, в каком соотношении развивать издания на разных носителях, и определять их судьбу без какого-либо надрыва. И если принято решение расставаться с бумагой, то надо делать это последовательно, планомерно и без истерики. Кроме того, здесь очень важно следовать за перераспределением рекламных потоков от бумажных СМИ к электронным и не упустить момент, когда такое движение станет значительным.
— А ваши дальнейшие планы связаны с бумажными или электронными СМИ?
— Пока я могу определенно сказать только, что мои планы не связаны ни с каким другим журналом. Это личные планы, над которыми я давно думаю, и мне кажется, что именно сейчас наконец-то настало время ими заняться.