Погожее летнее утро. Загорелый мужчина в майке утюжит газонокосилкой поле рядом со строящимся кинокомплексом на Новорижском шоссе. Он глушит мотор и оглядывается вокруг. Не узнать его невозможно — это Федор Бондарчук, актер, режиссер и продюсер. Косилкой он работал «на камеру», но стричь траву обожает на самом деле. «Газон — это стопроцентная медитация», — объясняет Бондарчук.
Сейчас мало кто вспоминает, что в начале 2000-х он делал одни лишь видеоклипы. Теперь Бондарчук строит комплекс «Главкино» на паях с миллиардером Николаем Цветковым, владельцем корпорации «Уралсиб». Банк ВТБ дает режиссеру 600 млн рублей на фильм «Сталинград». «Мы были во всех кабинетах чиновников, где написано слово «культура», — рассказывает Эдуард Пичугин, соучредитель сети кинотеатров «Киносити» (Бондарчук его партнер). — И везде получили поддержку».
Бондарчук теперь столь близок к властям предержащим, что его называют новым Михалковым. Но режиссер Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ уверяет: «Я ни разу не видел, чтобы Федя кому-то позвонил и ему тут же прислали денег сколько надо...». Как же клипмейкер превратился в одну из самых заметных фигур российской киноиндустрии?
Федор говорит, что в детстве стеснялся своей знаменитой фамилии — в отличие от сверстников из актерско-режиссерских семей. Сын многократного лауреата государственных премий Сергея Бондарчука, он плохо учился в школе и тянулся к «неправильным» компаниям. «Воспоминания от первой роли у отца в «Борисе Годунове» — чудовищные, на грани потери сознания от страха и ответственности», — рассказывает Бондарчук.
ВГИК чудесным образом снял все комплексы. Институт Федор окончил, когда Советского Союза не стало. В 1991 году он вместе со Степаном Михалковым создал одну из первых в стране частных фирм по производству видеоклипов — Art Pictures. Она делала клипы для «Морального кодекса» и Натальи Ветлицкой, Аллы Пугачевой и Влада Сташевского. Работа в малом жанре растянулась на полтора десятка лет. Могло показаться, что так будет всегда — заказы на музыкальные клипы и рекламные ролики не иссякали.
Бондарчука-младшего приглашали в кино — к середине 2000-х он снялся в десятке фильмов. А зимой 2005 года удивил всех. Во многих кинотеатрах по всей стране перед показом американских блокбастеров демонстрировали анонс картины «Девятая рота» режиссера Бондарчука.
Уже потом стало известно, что к дебюту вел тернистый путь. По словам продюсера Дмитрия Рудовского, вместе с которым Бондарчук создал кинокомпанию Art Pictures Studio, на «Девятую роту» никто не хотел давать денег. Зачем снимать про Афганистан, когда у всех на устах Чечня? Бондарчук взял кредит под залог квартиры, занимал у друзей. Денег все равно не хватало, и из-за сбоев в финансировании забастовала съемочная группа.
Все переменилось благодаря знакомству с генеральным директором «СТС-Медиа» Александром Роднянским. Бондарчук вел телешоу «Кресло» на канале СТС и однажды пришел к Роднянскому со сценарием «Девятой роты». Опытный продюсер согласился помочь — ему понравилось, насколько внятно начинающий режиссер объяснил, как превратить идею в продукт.
Глава «СТС-Медиа» связался со своим знакомым — коммерческим директором компании «Гемини» Хансом-Бодо Мюллером, показал ему трейлер «Роты», и тот пообещал, что возьмет фильм в прокат. Кроме того, Роднянский (выходец с Украины, создатель телеканала «1+1») обратился за помощью в украинское Министерство обороны, и в съемках «Девятой роты» в Крыму приняли участие украинские военные и армейская техника. Но главное, гендиректор «СТС-Медиа» собрал деньги для завершения картины — собственные, СТС и «1+1». Этот взнос составил 25% финального бюджета $9,5 млн.
Картина выстрелила. Общий сбор от проката составил $27 млн. Константин Эрнст, некогда отказавший Бондарчуку (режиссер предлагал Первому каналу поучаствовать в съемках), теперь поздравлял его с успешным дебютом. «Федор долго готовился выйти на пространство игрового кино, — рассуждает Сергей Сельянов. — Набрал много воздуха и нырнул сразу глубоко».
Второй кинопроект Бондарчука оказался если не столь ярким, то более прибыльным. Вышедший в 2006 году фильм «Жара» при бюджете $2 млн собрал $16,5 млн. В короткий срок Art Pictures Studio попала в круг избранных у дистрибьюторских компаний. «Они готовы вносить предоплату за картину немногим режиссерам и продюсерам в нашей стране — Тимуру Бекмамбетову, Ренату Давлетьярову, Константину Эрнсту и нам», — гордо говорит Бондарчук.
Предоплата — это несколько сотен тысяч или миллионов долларов в зависимости от масштаба проекта. Неизвестно, сколько Бондарчук получил от дистрибьюторов на свой самый масштабный фильм, но в прокате он провалился. Двухсерийный «Обитаемый остров», стоивший $36 млн, собрал $28 млн.
Первая часть «Острова» вышла на экраны в конце 2008 года, вторая — полгода спустя. Art Pictures сумела погасить долги перед банками, но до сих пор расплачивается с бизнесменом Эдуардом Шифриным — одним из главных инвесторов картины. Бондарчука с ним познакомил все тот же Роднянский. Шифрин — совладелец Midland Group (металлургия, морские перевозки, недвижимость) — дал на «Обитаемый остров» $12 млн. Чтобы рассчитаться с ним, Art Pictures, по прогнозам Рудовского, потребуется еще год или два. Этой осенью «Остров» выйдет в прокат в США. Весь доход от показа, каким бы он ни был, пойдет на уплату долга.
После «Обитаемого острова» я чуть не умер», — Федор Бондарчук морщится, вспоминая съемки и возникшие затем проблемы. Но трудности не помешали ему поучаствовать в новом бизнесе. Летом 2009 года он стал совладельцем компании «Киносити Менеджмент», учрежденной бывшим управляющим партнером сети «Кронверк Синема» Эдуардом Пичугиным. Пичугин задумал создать федеральную сеть цифровых кинотеатров. Зачем ему понадобился вроде бы безденежный режиссер? «У нас похожая энергетика. Нам обоим нравятся инновационные проекты», — объясняет предприниматель. Но, как говорится, хороший парень не профессия. В апреле 2009 года Бондарчук вступил в «Единую Россию», а в ноябре вошел в ее Высший совет. Как только он стал партнером Пичугина, «Киносити» заинтересовались в партии власти. Не исключено, что тут свою роль играет и дружба Бондарчука с идеологом «Единой России» Владиславом Сурковым. По словам режиссера, они познакомились восемь лет назад в «Vанили» (ресторане, который принадлежит Бондарчуку).
В мае 2010 года «Единая Россия» объявила о проекте «Киноклуб» — открытии по всей стране культурных центров с мультимедийными кинозалами. Координатором проекта стал вице-премьер Александр Жуков, руководителем — Эдуард Пичугин, председателем общественного совета — Федор Бондарчук. По словам Пичугина, с тех пор многие вопросы удается решать «эффективно и конструктивно».
Если когда-то Бондарчуку-младшему приходилось ходить, просить, уговаривать, то теперь перед ним открываются двери. «Федору достаточно позвонить и пошутить несколько раз — и его примет любой человек, — говорит Роднянский. — Когда примет, считайте, что он его обаял».
«Киноклуб», будучи всего лишь партийным документом, стал лоббистским ресурсом «Киносити». До появления программы «Единой России» у Пичугина был всего один кинотеатр, сейчас — восемь. Из новостей: «Глава группы компаний «Киносити» и руководитель проекта «Киноклуб» Эдуард Пичугин подписал договор с компанией «Инд-Гарник» о строительстве в Туле современного киноцентра»; «В Астрахани руководитель проекта «Киноклуб» Эдуард Пичугин и губернатор Астраханской области Александр Жилкин подписали соглашение о модернизации областной инфраструктуры кинопоказа…».
Себестоимость одного «Киносити» — примерно $7,5 млн. Самый первый кинотеатр сети, открытый в Новосибирске, дает 20 млн рублей выручки в месяц.
Для кинотеатров с потенциальной рентабельностью 20% и более компания Пичугина и Бондарчука берет кредиты в коммерческих банках. Если проект сулит менее 20% — обращается за помощью в государственные банки. Пичугин говорит, что Сбербанк и ВЭБ могут дать меньшую ставку по кредиту. В соинвесторы компания приглашает строителей в обмен на 25% долей в объекте. Но если сроки окупаемости кинотеатра не ясны, он строится за государственный счет, а «Киносити» как организатор процесса получает 26% долей в объекте.
«Как говорил Владимир Путин, можно воспринимать партию не только как трамплин для политической карьеры, но и как инструмент, — в голосе Бондарчука проявляется жесткость. — Вот я ее и воспринимаю как инструмент. Для «Киносити» в первую очередь». Обвинения в политической ангажированности, похоже, ничуть его не волнуют. Равно как и критика по поводу «Острова». Режиссер говорит, что в старом интервью отца прочитал: «Лучше быть слоном с недостатками, чем идеальной мышью». Эти слова ему очень понравились.
Весной 2009 года Бондарчук заявил, что будет делать «Сталинград». Затем Art Pictures начала переговоры с ВТБ. В июне этого года инвестиционное соглашение было подписано. Банк согласился ссудить ему 600 млн рублей — половину запланированных расходов — в обмен на половину же доходов с продажи авторских прав. 30% бюджета «Сталинграда» будут закрыты за счет госдотаций. Правда, 5% от суммы сборов Бондарчуку придется отдать государственному Фонду поддержки кинематографии. По словам Дмитрия Рудовского, кинопрокатчики уже стоят в очереди — у Art Pictures есть около сотни заявок от зарубежных дистрибьюторов.
Начало съемок «Сталинграда» намечено на август этого года, премьера — на осень 2012-го. К тому времени сеть «Киносити» должна разрастись до 30 кинотеатров. «Конечно, это не кинотеатры имени Федора Бондарчука, — заверяет Эдуард Пичугин. — Но если появится возможность ставить больше картин Art Pictures, мы, разумеется, не откажемся».