История вхождения российского предпринимателя Владимира Антонова в акционерный капитал шведского автопроизводителя Saab близится к завершению. Компания General Motors, бывший владелец Saab, год назад категорически отказавшаяся видеть Антонова среди акционеров Saab при его продаже, больше не имеет претензий к предпринимателю. На прошлой неделе сделку по продаже Антонову 29,9% акций Saab одобрило Управление по долгам Швеции. В интервью Forbes.ru глава «Конверс групп» Владимир Антонов рассказал о походе в Saab, а также о том, зачем ему английский футбольный клуб «Портсмут» и промоутер раллийных гонок WRC.
— На этой неделе стало известно, что около 30% акций Spyker, которая владеет Saab, покупает китайская Hawtai Motor Group Company за €150 млн. Вы покупаете 29,9% Spyker. Речь идет о разных пакетах?
—Да, это разные пакеты. Hawtai будет технологическим партнером, акционером и партнером по продаже автомобилей на территории Китая.
— Вас уже можно считать совладельцем Saab, с General Motors, протестующим против вашего участия в капитале Saab, проблем больше нет?
— Теперь они не против, наши юристы получили соответствующий документ от General Motors. Правительство Швеции, как вы уже знаете, продажу Saab нам одобрило. Осталось получить одобрение кредитовавшего Saab Европейского инвестиционного банка, но это уже вопрос больше технический и бюрократический.
— Как распределятся доли в компании?
— У китайцев будет 30%, у меня 29,9%, остальные подвинутся. Мы с Hawtai будем крупнейшими акционерами Saab. И китайская компания, и я заходим с новым капиталом, компания получит достаточно большое количество свежего капитала.
— Сколько вам придется заплатить за свой пакет? Столько же, сколько заплатят китайцы?
— Суммы примерно сопоставимы. Сейчас в Saab вложено €400 млн кредитной линии Европейского инвестиционного банка. Деньги от нас и Hawtai призваны устранить ошибки, допущенные в бизнес-плане.
— Вы уже принимаете участие в управлении Saab?
— Мы, конечно, консультируем руководителей и акционеров Spyker, но пока де-юре сделка по Saab не состоялась, в оперативное управление мы не вовлечены.
— В предыдущем интервью Forbes вы говорили о создании производства Saab в России, эта идея еще жива?
— Ситуация выглядит сейчас следующим образом. В России выбран новый импортер — группа «Арманд». Импортер для начала должен восстановить дилерскую сеть. Они уже внесли предоплату за машины, проводят адаптацию и сертификацию. Начать продажи в «Арманд» планируют в ближайшее время. Решение о российском производстве будет принято в зависимости от объемов продаж.
— Сейчас производство на Saab стоит?
— Да, вот уже четыре недели, но на этой неделе уже запускается. Понятно, что из-за такого длительного простоя планируемый на этот год объем в 80 000 машин завод произвести не сможет.
— Как обстоят дела на Spyker?
— 1 июля компания начинает производить автомобили на новой площадке в Великобритании, в Голландии Spyker больше делать не будут. В Голландии производят шикарные лодки, но автопроизводства нет, соответственно нет и необходимых кадров. Кроме того, 80% комплектующих, включая кузов, мы привозили на производство из Великобритании. Поэтому логичным было решение просто перенести предприятие. В этом году сделаем около сотни машин, которые, кстати, все уже проданы. В следующем году объем производства увеличится до 150 автомобилей. Около года нам потребуется, чтобы поставить на конвейер внедорожник. Уже есть прототип на ходу, почти готова платформа. Осталось найти партнеров, чтобы разделить с ними финансовые и технологические риски по этому проекту.
— Еще одна ваша заметная покупка — промоутер чемпионата мира по ралли (WRC) компания North One Sport. Зачем она вам?
— Наша группа последовательно строит собственное спортивное подразделение — Convers Sports Initiatives (объединяет компании по организации и проведению мотогонок на острове Мэн, парусной регаты «Пять океанов», гольф-турниров, раллийных гонок, российский ХК «Спартак» и литовский баскетбольный клуб Lietuvos Rytas. — Forbes), сделка проведена в рамках дальнейшего развития этого направления. О North One Sport мы начали вести переговоры в мае прошлого года, сейчас мы уже провели два этапа гонок. Мы уверены, что сможем на этом направлении заработать существенные деньги, прибыльных автомобильных чемпионатов в мире достаточно — это и гонки «Формула-1», и NASCAR, и V8 Supercar в Австралии. А North One Sport, на наш взгляд, была недооценена, что и стало одной из причин для ее приобретения.
— Какие проблемы были у компании?
— Там много моментов, которые нужно доделывать и переделывать. Дополнительное финансирование потребуется, но это не измеряется какими-то огромными цифрами. В 2008 году очень много производителей ушло из гонок, в том числе и из WRС, у которой остались только Ford и Citroen, ушли Subaru, Skoda. Сейчас автопроизводители возвращаются, уже точно — Mini, в ближайшее время будет объявлено о возвращении в WRС еще одного крупного производителя (не Saab). Четырех производителей вполне достаточно. Было бы очень хорошо появление в гонках Renault-Lada. Новые модели АвтоВАЗа прекрасно вписываются в этот чемпионат, мы или наши партнеры могли бы подготовить машины для гонок. Не сомневаюсь, что АвтоВАЗу хватит инженерного потенциала это сделать, но правильнее заказать это компаниям, которые профессионально занимаются созданием раллийных машин.
— За сколько была куплена North One Sport, сколько стоит титул короля автогонок?
— Мы это не раскрываем.
— Собираетесь ли вы дополнить WRC российским направлением?
— В бизнес-плане предусмотрено проведение чемпионата во всех странах БРИК, в том числе и в России. По проведению гонок на российской территории мы уже работаем и имеем определенные договоренности с партнерами. В России масса интересных мест, где можно провести этапы ралли. Но дело это сложное, и самой реалистичной датой проведения могу назвать 2013 год.
— Почему раньше не проводились этапы в России?
— У прежних собственников это не было приоритетом.
— А чем был вызван ваш интерес к английскому ФК «Портсмут», вылетевшему из английской Премьер-лиги? Вы его действительно покупаете?
— Переговоры ведем давно. У нас есть уже одобрение Британской футбольной лиги, но коммерческие вопросы еще до конца не решены.
— Правда, что долг клуба сейчас составляет более £100 млн?
— Нет. Нынешние владельцы стали хозяевами клуба уже после реструктуризации, то есть если мы его купим, то купим вообще без долга.
— Для вас покупка «Портсмута» — увлечение или бизнес? Или пример Романа Абрамовича оказался заразителен для крупных российских бизнесменов?
— Для меня это только бизнес. Для развлечения я абонемент могу купить, а не весь футбольный клуб.
— А есть примеры, когда российские предприниматели делали бизнес на английских клубах?
— Если Роман Аркадьевич (Абрамович. — Forbes) захочет продать «Челси», доходность от этой операции будет очень высокой.
— Оценивали ли вы сумму, которая потребуется, чтобы «Портсмут» вновь вышел в Премьер-лигу?
— Бизнес-план утверждается футбольной лигой, он утвержден. Да, он подразумевает улучшение игрового состава, реконструкцию стадиона, что потребует определенных инвестиций, но не заоблачных. Кроме того, со следующего года в Англии начнет работать программа «Честная игра», при которой клуб не сможет тратить больше, чем он зарабатывает. В спорте можно потратить миллиарды и не выйти в Премьер-лигу, а можно вложить гораздо меньше, но правильно и достичь спортивных высот. Замечательный пример — английский клуб «Блэкпул», который приобрел латышский предприниматель Валерий Белоконь с партнерами. Они купили клуб в четвертой лиге, аккуратно вывели в первую, а потом и в Премьер-лигу. Вот так нужно управлять клубом. Выход в английскую Премьер-лигу вознаграждается бонусом в £90 млн. Вот вам и бизнес.
— Русский футбол как бизнес вами вообще не рассматривался?
— У нас была неудачная попытка купить ФК «Москва», других предложений не было. Начинать с нуля сложно, а за успешные с точки зрения бизнеса российские клубы просят слишком много.
фото Алексея Морозова для Forbes