Чтобы получить турецкое гражданство, нужно состоять в браке с местным жителем не менее трех лет или прожить в этой стране пять лет без перерыва. Этим условиям российский бизнесмен Тельман Исмаилов не удовлетворял точно. Но прошлой весной в турецкий закон внесли важную поправку, которую турецкие журналисты сразу прозвали «исмаиловской»: гражданство могут получить и те, кто хорошо инвестирует. Все помнят, что говорил в мае прошлого года министр туризма Турции на открытии фешенебельного отеля «Мардан Палас», который Исмаилов построил в Анталии: «Мы обещали помочь мистеру Исмаилову. Наш долг помогать всем, кто инвестирует в Турцию».
«Первое впечатление от него здесь было очень позитивным. В Турции не любят российских бизнесменов, но к нему относились как к своему», ― рассказывает турецкий экономический обозреватель Бурак Мави. Однако отношение, продолжает он, поменялось очень быстро: «Турки думали, что он не российский олигарх. Но посмотрев, как Исмаилов тратит деньги и ведет себя на публике, поняли, что это азербайджанская версия российского олигарха». Не нравились туркам и беспрецедентные меры безопасности, заставлявшие людей рядом с ним «чувствовать себя как в американском посольстве».
Все это вряд ли волнует опального предпринимателя Тельмана Исмаилова. Турецкий период его жизни оказался слишком коротким, чтобы менять имидж. Бизнесмен, разгневавший Владимира Путина своими непрофильными ― и несвоевременными ― инвестициями за рубеж и в одночасье потерявший Черкизовский рынок, на прошлой неделе снова объявился в России. Официальный Грозный сообщил, что Исмаилов приехал в столицу Чеченской Республики, встретился с Рамзаном Кадыровым и пообещал инвестировать в экономику региона.
Неприятности стали преследовать Исмаилова в июне прошлого года, когда Владимир Путин попенял руководству силовых ведомств, что они плохо борются с контрабандой. «На одном из рынков скопилось [контрабандных] товаров более чем на $2 млрд», ― возмущался премьер. Вскоре Следственный комитет объявил, что контрабанда найдена на Черкизовском рынке, его быстро закрыли, а еще через месяц люди в масках пришли обыскивать ресторан «Прага», также принадлежащий группе компаний АСТ Тельмана Исмаилова.
О контрабандном происхождении товаров на Черкизовском рынке было известно и без Путина. Рынок не раз обыскивали, и в сентябре 2008 года там уже изымались контейнеры с ширпотребом — тогда для группы компаний АСТ проблем не возникло. Но прошлым летом у Исмаилова не было никаких сомнений, что дело приобретает серьезный оборот. Бизнесмен уехал в свой «Мардан Палас» и стал избавляться от активов в России. Как раз тогда и стали говорить, что настоящей причиной недовольства Путина стало именно торжественное открытие этого роскошного дворца ― в самый разгар кризиса.
Сам Путин своего раздражения особо и не скрывал. В конце прошлого года он публично заявил, отвечая на конкретный вопрос про Исмаилова и про «Мардан Палас»: «Если есть ресурсы для инвестиций, неплохо бы эти ресурсы реализовать в Российской Федерации. Например, можно было бы вложить деньги в строительство гостиничных комплексов в Сочи под Олимпиаду». Собеседники Newsweek рассказывают, что кроме отеля жизнь и бизнес в России Исмаилову стали отравлять другие истории. Источники, близкие к Всероссийскому азербайджанскому конгрессу ― Исмаилов его вице-президент, ― рассказывают про его конфликт с главой московской диаспоры горских евреев Зарахом Илиевым.
Когда-то Исмаилов и Илиев были совладельцами Черкизовского рынка, но со временем Исмаилов выдавил Илиева из этого бизнеса. Исмаилову покровительствовал мэр Москвы Юрий Лужков, Илиеву ― влиятельный бизнесмен Ильхам Рагимов, однокурсник Владимира Путина. И влияния Лужкова якобы хватило только на то, чтобы известный вопрос премьера ― «Где посадки?» ― лично Исмаилова не коснулся.
Исмаилов ― еще и вице-президент Евроазиатского еврейского конгресса. «Все, к кому Тельман Марданович был так щедр, не возвысили свой голос в его защиту», ― говорит пресс-секретарь конгресса Роман Спектор. Впрочем, добавляет он, это была установка самого Исмаилова, который всячески пытался избежать публичного скандала и хотел урегулировать свои проблемы в кулуарах.
Похоже, это у него получилось. Еще перед Новым годом крупные московские риелторские агентства пустили слух: представители Исмаилова, которые с лета интересовались покупкой большого участка подмосковной земли, перестали появляться в их офисах. Участники рынка были уверены: землю искали под новый «Черкизон» и, судя по тому, что эмиссары бизнесмена внезапно исчезли, уже нашли.
Через два месяца вице-президент футбольного клуба «Терек» Хайдар Алханов объявил, что Исмаилов будет спонсировать чеченскую команду. А еще через три дня стало известно, что предприниматель приезжал в Грозный и что вице-президентом «Терека» назначен его сын Сархан ― тот самый молодой человек, который принимал участие в уличных гонках на спорткарах по ночной Женеве. Потом оказалось, что кроме футбола Исмаилову предложено профинансировать в Чечне строительство консервного завода, гостиницы и горнолыжного курорта.
Эти проекты презентовались в октябре прошлого года на Международном инвестиционном форуме в Сочи, но найти инвестора тогда не получилось. Примерно в то же время состоялся и разговор с Исмаиловым, говорит собеседник Newsweek в Кремле. «Хочешь, чтобы эта страна опять стала твоей страной? Тогда вкладывайся в народное хозяйство, а начни, например, оттуда, ― передает он смысл переговоров. ― Его приговорили вести себя правильно и патриотично». Источник говорит, что переговоры велись «по путинской линии» и администрация президента отношения к ним не имела. «Сам премьер с Исмаиловым не встречался», ― подчеркивает в интервью Newsweek пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. По его словам, к бизнесмену были вопросы, но никаких уголовных дел заведено не было. «Он гражданин России, и для возвращения ему не нужна санкция премьера», ― утверждает он. «Почему Джо такой неуловимый» ― продолжает мысль Пескова чиновник правительства. ― Да потому, что его никто не ловит. Исмаилова никто не выгонял. Видимо, он сам понимал, что рыльце в пушку.
Впрочем, другие собеседники в Белом доме утверждают, что премьер лично принимал решение по Исмаилову. «Кроме Чечни с ним еще договариваются о строительстве гостиниц в Сочи и, скорее всего, договорятся», ― говорит источник. В одной из компаний, инвестирующих в олимпийскую стройку, Newsweek рассказали, что Исмаилов будет возводить гостиницы в Имеретинской долине.
«Ситуация критическая. Дефицит номеров в Сочи ― примерно 12 000. Единственный способ построить все вовремя ― это репатриация. Рыночными способами построить Олимпиаду не удастся», ― говорит близкий к правительству собеседник. Он отмечает, что все эти гостиницы ― планово-убыточные и Исмаилову не удастся на них заработать.
Вряд ли будут прибыльными и чеченские проекты Исмаилова. «Консервный завод будет стартовать в режиме жесткой конкуренции с многочисленными аналогичными предприятиями в соседней Кубани и Ставропольском крае, которые, кстати, работают в более комфортных условиях», ― говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Горнолыжные курорты тоже обречены, считает она: слишком велики риски. По ее мнению, коммерческая привлекательность этих проектов несопоставима с утраченным бизнесом Тельмана Исмаилова, а все эти инвестиции скорее напоминают штраф, наложенный на бизнесмена властями.
Недавно полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин анонсировал ряд проектов, которые, по его мнению, способны вытащить регион из кризиса. В числе прочего речь шла и о создании на Кавказе особой экономической зоны. Именно на этот момент обращает внимание член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко. Он напоминает, что весной 2009 года в Чечне был отменен режим контртеррористической операции. Сделано это было не потому, что борьба с подпольем близка к завершению, а по экономическим причинам. Рамзан Кадыров добивался для грозненского аэропорта статуса международного и хотел открыть в республике таможенный пункт.
«Теперь этот пункт там есть, а вторым шагом будут всевозможные льготы для региона. Остается только связать эти моменты с планами восстановления Черкизовского рынка на новом месте», ― говорит Малашенко. По его словам, прежний бизнес Тельмана Исмаилова строился на особых отношениях с таможней, а сейчас появились предпосылки к возрождению старой схемы в новых условиях: к рынку в ближнем Подмосковье добавится таможня в Чечне, где погоду делает не столько федеральный центр, сколько сам президент Кадыров. В окружении Кадырова говорят, что у лидера Чечни с бизнесменом складываются самые теплые отношения.
При этом отношения с турками у Исмаилова только ухудшаются. По Стамбулу ходят слухи, что местный предприниматель Осман Ипли, владеющий компанией Mardan Health Services, пытается засудить российского бизнесмена. Если суд решит в пользу турка, Исмаилову придется переименовать свой «Мардан Палас».