В среду президент компании Toyota и внук основателя Акио Тойода будет выступать на слушаниях в Конгрессе США. Ему придется отвечать на вопросы о том, что привело к проблеме с безопасностью автомобилей (из-за чего пришлось отозвать уже около 10 млн машин) и как его компания реагировала на информацию о неполадках. За последние несколько месяцев Toyota, которая всегда считалась образцом надежности, отозвала больше машин, чем планирует продать в 2010 году. Свои потери она оценивает в $2 млрд. И эта цифра не учитывает потерь автодилеров от нераспроданных машин и падения капитализации: за последний месяц акции компании упали почти на 20%, до $112,2 млрд.
Газ и тормоз
История неурядиц началась полгода назад, 28 августа 2009 года. Американец Марк Сейлор с семьей ехал по шоссе в Калифорнии на новом Lexus ES350, когда машина начала бесконтрольно набирать скорость. Прежде чем неуправляемый автомобиль врезался в другую машину, вылетел с трассы и загорелся, кто-то из пассажиров успел позвонить в службу спасения и сказать, что машина движется по шоссе без тормозов. Все четыре человека, находившиеся в машине, погибли.
Через некоторое время Toyota принесла официальные извинения за гибель Сейлора и его семьи, признав тем самым наличие неполадок. Проблемой, приведшей к трагедии, был признан резиновый автомобильный коврик, который удерживал педаль газа в нажатом состоянии. Спустя месяц, 29 сентября, Toyota объявила об отзыве 4,2 млн машин для замены ковриков.
В ноябре Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) обвинило Toyota в том, что компания скрывает от потребителей конструктивные недостатки машин, влияющие на безопасность. Компания отвергла обвинения, но через три недели проинструктировала дилеров, чтобы они не только меняли коврик, но и укорачивали педаль газа, а также обновляли настройки бортового компьютера на некоторых моделях.
21 января этого года Toyota отозвала еще 2,3 млн автомобилей — в связи с неисправностью педали газа. В официальном объяснении компании говорилось, что «существует редкое сочетание условий, при которых педаль газа с трудом поддается нажиму, медленнее возвращается в исходное состояние или, в худшем случае, застревает в промежуточном положении». В России отзыв затронул семь моделей машин: Auris 2006-2010 годов, Avensis 2008-2009, Corolla 2006-2009, IQ 2008-2009, RAV4 2005-2009, Verso 2009-2010, Yaris 2005-2009 — всего 160 000 автомобилей.
26 января компания объявила о прекращении продаж неблагополучных моделей машин, а также приостановке на неделю производства на нескольких заводах в США для устранения неполадок. Акции Toyota только за 5 дней — с 21 по 26 января — рухнули на 15%, а заклятый конкурент General Motors стал предлагать скидку $1000 владельцам автомобилей Toyota (вскоре к GM присоединились и другие производители) при покупке новых автомобилей.
Но на этом неприятности компании не кончились. Неожиданные проблемы обнаружились у ее первого гибридного автомобиля — Prius. У машин 2010 года выпуска, не попавших под отзыв из-за педали газа, обнаружились проблемы с тормозами. В определенных условиях педаль тормоза переставала работать на долю секунды, увеличивая тормозной путь машины. В ситуации, сложившейся вокруг автомобилей Toyota в США, у компании просто не оставалось выбора: все Prius 2010 года выпуска тоже пришлось отзывать. Это 223 000 машин в США (больше половины мировых продаж) и 200 000 с лишним — в других странах (несколько десятков машин, проданных в России, тоже были отозваны).
Головокружение от успехов
Первое официальное извинение Акио Тойоды в связи с неисправностями автомобилей прозвучало только 5 февраля — через несколько месяцев после того, как были отозваны первые 4 млн машин. Акио Тойода стал президентом компании в июне 2009 года, в не лучшее для компании время, но с 2000 года входил в совет директоров и был вице-президентом. Кроме того, проблемы с педалью газа, стоившие компании репутации, начались уже довольно давно, он не мог о них не знать. На слушаниях в Конгрессе выяснилось, что первая жалоба на автомобильный коврик Toyota поступила в NHTSA в 2003 году.
Отозванные автомобили были собраны в самые успешные для компании годы. В 2007 году Toyota стала вторым крупнейшим производителем автомобилей в мире, впервые за 56 лет сместив со второго места Ford. По итогам 2008 года, благодаря кризису, Toyota вышла на первое место, подвинув General Motors. Это тоже было выдающееся достижение — GM оставался крупнейшим производителем автомобилей более 70 лет.
Увеличение объемов производства любыми средствами позволило обогнать конкурентов, но, как оказалось, ненадолго. Сейчас Toyota прогнозирует продажи на 2010 год на уровне 7,1 млн машин. Это меньше, чем прогнозы GM, и на 10% ниже результатов самой Toyota в 2009 году (7,81 млн автомобилей). Но самое главное, компания потеряла репутацию производителя самых качественных в мире автомобилей. На ее восстановление может уйти много лет. И даже внутри компании понимают, что это результат гонки за объемом производства.
К слушаниям в Конгрессе Акио Тойода подготовил письменные показания. «Мы гнались за ростом, — пишет он, — не успевая с нужной скоростью развивать свою компанию и своих сотрудников. Мне жаль, что это привело к проблемам с безопасностью». У японского автопроизводителя обнаружилась та же проблема, что и у отозванных машин: залипающая педаль газа.