К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мрак, тишина, потом стоны, крики»

«Мрак, тишина, потом стоны, крики»
Повторный подрыв «Невского экспресса». Очевидец рассказывает о трагедии

Официальные лица, расследующие катастрофу «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге, сошлись на том, что поезд снова, второй раз за последние два с половиной года, взорвали террористы. По основной версии следствия, заказчиками нынешнего теракта является полевой командир Доку Умаров, он же считается организатором предыдущего подрыва.

Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 205, ч. 3 (террористический акт) и ст. 222 (незаконный оборот взрывных устройств и взрывчатых веществ) Уголовного кодекса. Очевидцы рассказывают, что на месте взрыва образовалась воронка диаметром примерно полтора метра. Источник РИА «Новости» в силовых структурах сказал, что взрыв, возможно, произошел под девятым вагоном от головы состава. «Ориентировочно взрыв произошел под девятым вагоном, эквивалент пока неизвестен», — сказал собеседник агентства.

Глава РЖД Владимир Якунин тоже считает, что нынешний подрыв поезда «Невский экспресс» напоминает события трехлетней давности. «Подрыв произошел по схеме, очень напоминающей [происшествие] трехлетней давности», — сказал Якунин в ходе селекторного совещания в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧП. В 14.00 субботы во время осмотра места происшествия следственной группой на месте крушения «Невского экспресса» в неполную силу сдетонировало еще одно взрывное устройство, сообщил глава РЖД.

 

Напомним, что такой же скорый поезд №166 «Невский экспресс» был взорван под городом Малая Вишера 13 августа 2007 года. Причиной ЧП стало заложенное на путях взрывное устройство. Тогда никто из пассажиров не погиб. Пострадали 60 человек, 30 из них были госпитализированы.

По обвинению в совершении этого теракта были задержаны двое жителей Ингушетии — некто Дзахкиев и Хидриев. Летом по этому делу начался суд, который продолжается до сих пор. Подсудимым грозит до 20 лет лишения свободы.

 

В ходе следствия по основному делу о теракте появилось еще одно — возбужденное по статье «Попытка дачи взятки должностному лицу». Подсудимый Саламбек Дзахкиев и его адвокат Магомед Разаков попытались подкупить следователя. Они предложили руководителю следственной бригады Николаю Ущаповскому 1 млн рублей за освобождение Дзахкиева из-под стражи. Следователь сообщил об этом предложении в ФСБ, и передача денег происходила под контролем оперативников.

Приговор Саламбеку Дзахкиеву и Магомеду Разакову за попытку подкупа следствия был вынесен Новгородским судом 24 ноября, во вторник, за три дня до взрыва. Адвокат получил 2 года и 2 месяца, а обвиняемый в подрыве поезда Дзахкиев — 2 года и 4 месяца.

«В последнем вагоне пассажиров разметало, как спички»

Катастрофа произошла в минувшую пятницу, 27 ноября, в 21.34. На перегоне Алёшинка — Угловка (граница Тверской и Новгородской областей) в результате подрыва сошли с рельсов четыре последних вагона скоростного поезда №166. («Невский экспресс» развивает скорость до 200 км/ч и идет из Москвы до Петербурга 4,5 ч. По расписанию в Петербург он должен был прибыть в 23.30.)

 

Часть пассажиров «Невского экспресса», которые уже прибыли в Санкт-Петербург, сообщили РИА «Новости», что перед аварией слышали хлопок. «Два последних вагона практически развалились. Такое я видел только в страшных фильмах», — сказал РИА «Новости» один из пассажиров. Другой пассажир также отметил, что слышал хлопок: «В последнем вагоне пассажиров разметало, как спички. Мы ехали в начале поезда, и нам просто повезло. Перед аварией был хлопок и удар».

Точное число погибших не называет никто

По данным РИА «Новости» на утро субботы, 28 ноября, в результате крушения поезда погибли 39 человек. Позже в региональном МЧС опровергли эту информацию, сообщив, что число погибших не превысило 25 человек (23 скончались на месте, еще двое умерли по дороге в больницу). Ранеными считались от 95 до 102 человек. Эвакуация выживших пассажиров была завершена к 2.40, сообщали в МЧС. «30 пострадавших отправлены в Бологое, Алёшинку и Боровичи, еще 20 пострадавших поездом отправлены в Угловку», — говорилось в официальном сообщении РЖД. Кроме того, раненых везли в больницы Вышнего Волочка и Выгды. Не нуждающихся в срочной госпитализации пассажиров «Невского экспресса» доставили в Петербург на двух поездах. В 3.20 субботы пришел первый из них, через 20 минут следующий. Составы доставили более 500 человек.

Утром в воскресенье, 29 ноября, источник в правоохранительных органах сообщил «Интерфаксу», что жертв крушения «Невского экспресса» может быть больше, чем 26 человек. Источник утверждает, что на месте трагедии обнаружены тела 26 погибших, а также фрагменты человеческих тел. «Мы не исключаем, что число жертв крушения поезда может увеличиться после идентификации останков», — отметил источник. Без вести пропавшими числятся 18 человек.

Поезд состоял из 13 вагонов, в которых ехали 661 пассажир и 21 член поездной бригады. Однако в списке, представленном РЖД, указано лишь 631 имя. В «Невском экспрессе» погибли глава Росрезерва Борис Евстратиков и гендиректор «Российских автомобильных дорог» Сергей Тарасов. Кроме этого пострадали другие высокопоставленные чиновники.

Рассказ блогера Paltus_NK: «Мрак, сперва тишина, потом стоны и крики раненых...»

Блогер, ведущий дневник под ником Paltus-NK, ехал в поезде №166. После прибытия в Петербург он выложил свой рассказ о катастрофе на Livejournal.com.

 

«...Внезапно в мерный ход поезда (поезд, на минуточку, едет где-то километров 150) вмешиваются посторонние весьма настораживающие звуки. Где-то секунд на десять. Потом они немедленно переходят в действия — вагон начинает скрежетать, перекашиваться, болтаться из стороны в сторону — с все увеличивающейся амплитудой.

Все это происходит еще за десять секунд, за которые понимаешь, ЧТО же сейчас случится. Я успел сгруппироваться, если таковой термин вообще применим к моей тушке))

Впрочем, против Ньютоновских законов никакие группировки не помогут — только удача — вагон массой в десятки тонн, на высокой скорости останавливающийся почти мгновенно — плохое место для борьбы с переходом одного вида энергии в другой за короткий промежуток времени.

Поэтому — просто повезло. Повезло мне и брату, хотя брата покалечило сильнее, а мне достались только шишки и сильные ушибы.

 

Все вышеописанное — от момента, когда что-то пошло «не так» до полной остановки прошло не более 30 секунд.

Мрак, сперва тишина, потом стоны и крики раненых и покалеченных.

Я на полу — почему-то меня кинуло на пол, что, видимо, и спасло — и несильно придавило, только недвижными телами. Тела отодвинул, себя ощупал — весь в крови, но, похоже, в основном чужой. Руки-ноги работают, особых болей нет (что, впрочем, всегда обманчиво — шок) — попробовал подвигать основными частями тела — вроде получается. На голове здоровенная шишка, кровоточит, но терпимо. Удалось встать, но какое-то время пришлось стоять и ждать, пока ребята, не особо пострадавшие, не расчистили завалы.

Кругом страдание — мы сидели в задней части вагона, куда прилетели все сумки и чемоданы — там много заваленных и покалеченных.

 

Вообще, вагон в первые минуты катастрофы представлял из себя равномерно раскиданную по всему объему массу из тел, частей вагона и остатков кресел.

Несколько мужчин в вагоне пострадали несильно, некоторые вообще отделались ссадинами — они и организовали первичную помощь. Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сидения и части конструкции — освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски — в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены.

Ранения людей были в основном тяжелые — рваные раны, открытые и закрытые переломы, проникающие ранения от летавших частей конструкции, ну и прочее — не для печати. Были и недвижные тела, но посчитать их в темноте не было никакой возможности, да и не до этого было.

После того как прошел шок — за это время я успел помочь выкинуть несколько кресел в окно, — стало ясно, что стоять на ногах, мягко говоря, некомфортно — пришлось сесть на остатки кресла. Одна часть салона вагона была в лучшем состоянии, чем другая, — туда переходили ходячие раненые, туда я помог пройти брату.

 

В криках о помощи, разбивании стекол и постепенной ликвидации завалов прошел где-то час — напомню, сама катастрофа произошла где-то в 21.30. К этому моменту вокруг вагона стали собираться люди — из передней части состава и, видимо, местные, успевшие добраться. Через окно забрались врачи — они принесли первые обезболивающие и осмотрели раненых, поделив их на группы для эвакуации — по степени тяжести ранений.

Проводница достала откуда-то воды, которую все жадно пили. Началась эвакуация легко раненых и несильно пострадавших на улицу через окна — двери вагона полностью заклинило.

Наконец, где-то через полтора часа появились первые представители МЧС и медики, которые и начали профессиональную эвакуацию. Людям делали обезболивающие уколы и быстро отправляли на машинах в близлежащие больницы.

Катастрофа произошла в лесу — на счастье, в этом месте были подъезды, но это были обычные российские лесные дороги. До ближайших крупных селений, с медициной и подразделениями силовых ведомств, никак не меньше 40 км. По колдобинам и ямам. Вертолетам садиться негде. Тем не менее первых, тяжелых раненых отправили довольно быстро — силами местных машин скорой помощи. В одну из ходок отправили в больницу в Бологое и меня — брата мне удалось отправить чуть раньше в другой госпиталь. Впрочем, в больнице я долго не задержался и отправился на машине в Питер.

 

Позже был подан поезд для эвакуации людей с места катастрофы, но этого я уже не застал.

Несколько замечаний.

Не профессионал, но конструкция вагонов поражает. Все сиденья, за исключением нескольких в начале вагона, какие-то острые элементы конструкции — не выдержали удара, оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей. Повторяю, не специалист — но как-то это все выглядело странно. Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа — рваные зубцы металла, похоже на алюминий — тоже резали людей что твои ножи.

Заклиненные двери удалось открыть только МЧС снаружи. Окна было почти невозможно разбить, да и нечем. Лестница была только одна, и ее долго не удавалось достать — завалило.

 

В общем, как-то удивило. Работа профессионалов — с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора, — в целом порадовала. Работали быстро, знали, что делать. Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно — с другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать — это же непролазная чаща. Возможно, стоит подумать об обустройстве подъездов по всей длине жд трасс, устраивая в определенных местах вертолетные площадки.

Организация местной скорой помощи и медицина — ну, сами понимаете. Люди стараются, но стараются они тем, что у них есть, — а этому как минимум лет 40. Техника старая, вокруг на сто верст машин скорой помощи, может, пять. Еще эти ямы... В больницу ехал с двумя тяжелыми, КАК они орали на каждой кочке — а по лесу ехать пришлось где-то минут тридцать — раза два им приходилось колоть морфин.

Больницы — ну какая может быть больница в Бологом? Но люди — прекрасные. Душевные, отзывчивые, все кидались помочь, эксплуатировали в хвост и в гриву старенький рентген, организовали места для ночлега, разносили чай. Им спасибо.

Сбор поклажи из вагонов был организован четко самими пострадавшими, а довольно скоро место аварии было оцеплено, а вещи пассажиров были взяты под охрану. Теперь бы понять, где получать.Про случаи мародерства слухи ходили, но сам не видел.

 

По поводу взрыва ничего сказать не могу — никаких подозрительных звуков или резких изменений в движении вагона я не заметил — но, с другой стороны, авария произошла в районе 4-го с конца вагона, а мы ехали в первом — вполне возможно, что взрыв разрушил полотно, а пострадавшие вагоны просто сошли с рельсов.

Нашему вагону и повезло, и не повезло — один из вагонов пострадал очень сильно, еще один упал на бок. Но наш, видимо, оторвался от остальных и резко остановился — отсюда жертвы.

В общем, как-то так. Безносая помахала косой, но прошла дальше по вагону. В целом интересное ощущение, только вот еще бы люди не гибли».

Списки пострадавших

НИИ СП имени Склифосовского (Москва):

 

Родионова Е.В.

Родионов В.В.

Забатурина О.В.

Забатурин А.В.

 

Одинцова В.В.

Больница №86 МФБА (Москва):

Иванова Е.А.

Скворцова Т.А.

 

Больница №119 МФБА (Москва):

Гришанкова Т.Я.

Аксаментова И.П.

ФМБЦ им. А.И. Бурназяна (Москва):

 

Смирнов А.Б.

Городская больница №3 (Санкт-Петербург):

Бор С.В.

Дюдин М.В.

 

Городская больница №16 (Санкт-Петербург):

Слагода С.К.

Ясько А.В.

Травмпункт, Литейный, 25 (Санкт-Петербург):

 

Баранов К.

НИИ СП имени Джанелидзе (Санкт-Петербург):

Лисицын А.Н.

Орлов С.В.

 

Жаров Е.П.

Романов С.А.

Боев О.А.

Кулибаба Е.И.

 

Круглик А.В.

Ноакко А.

Огородников В. И.

Железнодорожная больница (Санкт-Петербург):

 

Грузина А.А.

Бабаев Н.Б.

Сухов Х.И.

Храбров В.Н.

 

Галимзянов Р.М.

Стриженко Г.Г.

Дроздз Ян

Гогин Д.Ю.

 

Денисюк Е.В.

Павлюц А.В.

Пискарев И.Г.

Крусь Т. Г.

 

Бахур В. В.

Власова А. Н.

Волгунов Ю. О.

Епифанов М. С.

 

Ларкин С. А.

Лоскутова Е. З.

Мугандин Ю. В.

Обертас В. И.

 

Попова Е. В.

Смирнова О. И.

Тарасова Н. Ю.

Немченко С.Ф.

 

Выписаны:

Астахов О.Н.

Кальварская М. В.

Пермяков А.Г.

 

Соломко С.А.

Сыромятников Д. Б.

Шевцов П. В.

Список госпитализированных в Новгородской области

 

Центральная районная больница:

Аптекарь Р. Л.

Веретеников П. В.

Журавский С.В.

 

Новикова Н. Н.

Пастухова Л.Г.

Платонов А.А.

Челпанов В. Ю.

 

Лясецкий А.Г.

Сапожникова Т.М.

Сурмилов С.А.

Тимофеев В.Г.

 

Толстенко Л.И.

Верич К.Г. — направлен на скорой помощи в Москву

Выписаны:

Харвонен С.К.

 

Гравит М.В.

Еремина Т.Ю.

Список пострадавших, доставленных в лечебные учреждения Тверской области

ЦРБ г. Бологое:

 

Андрюнина Ю.А.

Черный С.Э.

Веселков В.С.

Военный госпиталь пгт Озерный:

 

Теряник Е.Н.

Тверская областная больница:

Евграфова А.И.

Направлены в Москву на скорой помощи:

 

Двизова Е.В.

Семушкина Н.Н.

Направлены в Петербург на скорой помощи:

Круглик А.В.

 

Пономорев А.В.

Бабкин К.А.

Федоров С.В.

Убыли самостоятельно в Москву:

 

Плюснин Ю.Е.

Логинова А.А.

Убыли самостоятельно в Петербург:

Целовальникова Ю.П.

 

Коварский Н.А.

Кора Т.В.

Андреева О.Л.

Кожеватова А.А.

 

Соколов Ю. Н.

Слепчатов В.В.

Вакатова И.В.

Телефоны горячих линий

РЖД
8-(812)-457-49-05
8-(812)-436-88-13
8-800-200-67-67

МЧС
в Москве:
8-495-626-37-07
в Санкт-Петербурге:
8-812-718-25-16

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+