К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кредитная история отечественного кино

Кредитная история отечественного кино
Какие фильмы финансируют российские банки и какова их прокатная судьба

Брать кредиты на съемки — традиционный подход мировой киноиндустрии. Деньги ссужают как государственные, так и частные финансовые структуры. Обычно в качестве обеспечения банк получает гарантию прав на киноленту. Россия не исключение. Как правило, у нас просят деньги на дорогостоящие исторические саги. Как правило, у государственных банков, располагая для этого административным ресурсом. В этом случае, каким бы провалом ни закончился кинопрокат, требовать деньги назад банк не будет почти наверняка. Нынешней весной очередным доказательством этому стал провал в прокате картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2». Это не значит, что в России нельзя получить денег, скажем, частного банка на молодежную комедию или фестивальное кино. Вкусы членов правления, умение продюсеров продвигать свой проект, коммерческий потенциал играют свою роль. Forbes проследил прокатную судьбу шести самых известных российских кинопроектов, снятых на средства банков.

«Утомленные солнцем—2»

«Утомленные солнцем—2»

Режиссер: Никита Михалков

Продюсеры: Никита Михалков, Леонид Верещагин

Бюджет: $50 млн

Поддержка: ВТБ

Хотя Никита Михалков уже три года является членом совета директоров частного банка «Возрождение», эта структура финансировать 5-летний проект режиссера отказалась. В интервью Forbes представитель банка пояснил, что банк старается не ввязываться в столь рискованные проекты. Зато на помощь Михалкову, пользующемуся покровительством премьер-министра Владимира Путина, пришел государственный Внешторгбанк. На запрос Forbes об объеме и размере финансовой помощи банк предпочел не ответить. «Фильм получил статус одного из главных кинособытий этого года, а также имеет прокат во многих регионах, где присутствует бизнес банка ВТБ. В связи с этими обстоятельствами мы считаем, что спонсорская поддержка, оказанная фильму, оправдала себя», — сообщили Forbes в пресс-службе банка. В прокате между тем фильм провалился. Сборы за первый месяц составили всего $7,5 млн. Не помог даже принудительный просмотр, на который в некоторых регионах сгоняли школьников.

«Обитаемый остров»

«Обитаемый остров»

Режиссер: Федор Бондарчук

Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Дмитрий Рудовский

Бюджет: $36,5 млн

Поддержка: Банк Москвы, Экспобанк

Банк Москвы дал производителям кредит в размере $4 млн. Еще $2 млн. удалось получить в «Экспобанке». Во время премьеры в начале 2009 года, как нередко случается в последнее время, фильм конкурировал с продвигаемой Первым каналом картиной «Стиляги». Тем не менее сборы «Острова» составили $22 млн, так что было чем расплатиться с банками. Если в случае с Михалковым кинокритикам не совсем ясно, куда же делся бюджет («Утомленные-2» небогаты дорогими спецэффектами), история с «Обитаемым островом» понятнее. По статистике производителей, только в массовках было задействовано 7 000 человек, произведено 13 специально сконструированных танков. При этом Бондарчук трудился над картиной всего три года, на два года меньше, чем Михалков.

«Жара»

«Жара»

Режиссер: Резо Гигинеишвили

Продюсеры: Александр Роднянский, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский

Бюджет: около $6 млн, из них на производство $2 млн

Поддержка: Экспобанк

Картина о жизни московской молодежи оказалась на экранах кинотеатров в канун 2007 года и боролась за зрителя с вышедшей в те же сроки картиной «Волкодав из рода серых псов» режиссера Николая Лебедева. Победить конкурента в итоге не удалось. «Волкодав» собрал $20 млн и занял третье место по сборам за год, «Жара» оказалась на пятом месте со сборами в $16 млн. Однако с коммерческой точки зрения проект Гигинеишвили оказался весьма удачным предприятием. Его кассовые сборы превысили общий бюджет почти втрое. По утверждению Бондарчука, производство фильма окупилось еще до проката за счет продажи прав на DVD. Еще $1 млн фильм заработал на продаже телевизионных прав на телеканалы «Россия» и СТС.

«Романовы. Венценосная семья»

«Романовы. Венценосная семья»

Режиссер: Глеб Панфилов

Продюсер: Владимир Бычков

Бюджет: $17 млн

Поддержка: Сбербанк

Режиссер задумал свой проект еще в 1980-х годах. Его киностудия «Вера» сумела договориться со Сбербанком о финансировании картины в 1996 году. В качестве обеспечения банк потребовал права на картину. Панфилов презентовал картину на ММКФ летом 2000 года. В марте 2001-го «Венценосная семья» собрала в ограниченном прокате менее $0,5 млн. С банком студии расплатиться не удалось. По решению арбитражного суда в 2003 году права на картину перешли к Сбербанку.


«Царь»

«Царь»

Режиссер: Павел Лунгин

Продюсеры: Павел Лунгин, Василий Бернхардт, Ольга Васильева

Бюджет: $15 млн

Помощь: Банк Москвы

Фильм о жизни Ивана Грозного Лунгин замыслил в 2007 году, съемки начались год спустя . В 2009 году авторы показали «Царя» в Каннах и на Московском кинофестивале. Но в прокате, который стартовал в ноябре того же года, фильм собрал чуть больше $5 млн, оказавшись в конце четвертого десятка по российским кассовым сборам. Изначально Банк Москвы, получивший в качестве обеспечения кредита права на картину, хотел создавать отдельную структуру для управления кинопродукцией. Но из-за кризиса задумку так и не реализовали.

«Консервы»

«Консервы»

Режиссер: Егор Кончаловский

Продюсер: Леонид Загальский, Юрий Глоцер, Надежда Соловьева

Бюджет: $5,5 млн

Помощь: группа компаний BFG

Фильм можно считать неудавшимся кинематографическим экспериментом бизнесмена и начинающего продюсера Юрия Глоцера. Его финансовая группа BFG в 2005 году учредила подразделение, занимающееся кинопроизводством. «Консервы» Егора Кончаловского появились в прокате в январе 2007 года и собрали денег втрое меньше, чем было потрачено на создание картины. По итогам 2007 года картина оказалась на 68-м месте по кассовым сборам. В списке проектов Юрия Глоцера теперь преобладают телесериалы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+