«Ингосстрах», одна из крупнейших российских страховых компаний (сборы по итогам первого полугодия 2009 года — 23,5 млрд рублей, 2-е место), расторгла договор по программе добровольного медицинского страхования с сетью клиник «Семейный доктор». «Ингосстрах» обвиняет «Семейного доктора» в необоснованном назначении обследований и консультаций. Само явление на рынке не редкость, говорят страховщики, но обычно общественность о таких разбирательствах не информируют.
По данным «Ингосстраха», в 2009 году количество услуг, оказываемых пациентам «Семейным доктором», вопреки экономическим расчетам, выросло почти вдвое, а стоимость медицинской помощи на одного застрахованного увеличилась в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как правило, такой рост происходит в связи с необоснованным назначением обследований, консультаций и лечения, никак не связанных с заболеваниями, по поводу которых пациенты обращаются в лечебное учреждение. В ближайшие дни страховая компания намерена подать иск о взыскании с «Семейного доктора» нескольких миллионов рублей.
По данным Федеральной службы страхового надзора, объем российского рынка ДМС составляет около 100 млрд рублей в год, выплаты — порядка 60 млрд рублей. На мошенничества в сфере ДМС, по оценкам страховых компаний, приходится 5-10% страхового рынка. Самая распространенная схема — как раз та, которую приводит «Ингосстрах»: назначение лишних медицинских процедур и обследований. «У нас был случай, когда пришел пациент с вывихом плеча, ему наложили лангету, и в этот же день нам выставили его прием и у окулиста, и у ЛОРа, и промывание миндалин, и подбор очков. Конечно, мы отказались оплачивать эти счета», — говорит начальник управления медицинского страхования компании «РЕСО-Гарантия» Ольга Суворова.
По ее оценке, в Москве не менее 10 медицинских компаний, выставляющих страховщикам подозрительные счета. «Семейный доктор» — в их числе. «В этом смысле «Ингосстрах» можно поддержать», — отмечает Суворова. Зачастую страховщики вынуждены работать с такими клиниками, так как их услугами хотят пользоваться клиенты по ДМС.
«Семейный доктор» сотрудничал с «Ингосстрахом» восемь лет, и заявление страховщика стало для клиники полной неожиданностью. Уведомление о расторжении договора компания получила 30 октября, а 2 ноября «Ингосстрах», в нарушение сложившихся на рынке традиций, сделал и официальное заявление. «У нас не было ни трений, ни какой-то жесткой переписки, ни противоречий, через которые мы не могли бы пройти», — говорит гендиректор сети клиник Юлия Графова. Она обращает внимание, что «Ингосстрах» не воспользовался обычным механизмом разрешения подобных вопросов: приглашением стороннего эксперта для разрешения медико-экономических споров.
Объявление о досрочном разрыве контракта и намерении подать в суд — явление крайне редкое, отмечают страховщики. Возможно, скандал связан с какими-то внутренними расследованиями в самом «Ингосстрахе».