Чиновники нашли виновных в обрушении подземной парковки в центре Москвы. Происшедшая в сентябре авария, в результате которой погиб человек, стала следствием непрофессиональной работы австрийской компании Strabag, считают они. По словам председателя Мосгосстройнадзора Анатолия Зайко, компания допустила самовольное отступление от проекта, что ослабило несущую способность плиты перекрытия. Выводы технической комиссии по расследованию причин аварии Мосгосстройнадзор направил в Федеральный лицензионный центр для приостановки строительной лицензии Strabag.
Крупные неприятности в России у компании начались в первых числах октября этого года. Следственное управление при ГУВД Москвы возбудило уголовное дело в отношении руководства Strabag в России по обвинению в уклонении от уплаты налогов. В конце октября одна из российских строительных компаний подала против Strabag иск о банкротстве. Австрийский строительный концерн с годовой выручкой более €12 млрд задолжал за работы в жилом комплексе на проспекте Вернадского 1,5 млн рублей. В Strabag заявили, что долг возник из-за технической ошибки.
И вот новая неприятность. Глава московского офиса Strabag Александр Ортенберг в обрушении подземной парковки вину компании признает лишь отчасти: «Мы виноваты как проектировщики, нанявшие другого проектировщика». Проектную документацию объекта делала Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры». Но Анатолий Зайко настаивает, что причиной обрушения стала документация, которую разрабатывала Strabag. В результате, по словам главы Мосгосстройнадзора, «были отменены в покрытии гаража железобетонные балки в продольном и поперечном направлениях, что ослабило несущую способность плиты».
Отнять лицензию у компании можно только через суд, но приостановить деятельность чиновники могут и до его решения. Сегодня портфель заказов австрийского концерна в России стоит $1,5 млрд. В случае остановки работы Strabag на российских объектах претендентов на них найдется много. «Конфликт очевиден, — говорит партнер компании MalАko Group (инвестиции, в том числе в недвижимость) Илья Шершнев. — Чиновники такого уровня сами решения не принимают, но кому это выгодно, трудно понять». Организованный ли характер имеет кампания против них, в самой Strabag не знают. «Сейчас сложно сказать, время покажет. Но выглядит все на самом деле странно», — говорит Александр Ортенберг.
С начала 2010 года лицензирование строительства в России будет отменено. Зачем отзывать лицензию за два месяца до отмены лицензирования? «Забрать проекты у австрийцев никто не сможет, Strabag — это имя. Происходящее с ней — обычное в Москве давление чиновников на строительную компанию, австрийская она или российская — разницы нет», — говорит один из строителей.
Обрушение без наказания
14 февраля 2004 года рухнула крыша аквапарка «Трансвааль-парк» в московском районе Ясенево. Погибли 28 человек, включая восемь детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека, в том числе 51 ребенок. По заключению экспертной комиссии, аквапарк обрушился из-за ошибок при проектировании. Архитектора проекта Нодара Канчели обвинили в причинении смерти по неосторожности, обвинения были также предъявлены начальнику Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолию Воронину. Нодар Канчели был амнистирован, в действиях Анатолия Воронина суд состава преступления не нашел.
23 февраля 2006 года обрушился купол Басманного рынка, погибли 60 человек. Уголовное дело было возбуждено в отношении бывшего директора рынка Марка Мишиева, которого обвинили в причинении смерти и тяжкого вреда здоровью по неосторожности (от одного до пяти лет лишения свободы). Дело до сих пор не завершено.
7 ноября 2007 года разрушилась одна из декоративных башен здания московской гостиницы «Украина». В феврале 2008 года виновными были названы новые собственники отеля — структуры Тельмана Исмаилова, купившие «Украину» в ноябре 2005 года. Привлеченная ими подрядная организация «грубо нарушала правила проведения ремонтных работ» и не имела соответствующего опыта. Владельцы гостиницы были оштрафованы на 1 млн руб.