К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Общее дело


Нобелевскую премию по экономике дали за объяснение того, почему люди работают сообща

Сегодня в Стокгольме были объявлены лауреаты Премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. Ими стали Элинор Остром — «за анализ экономического управления, особенно в общинах» и Оливер Уильямсон — «за анализ экономического управления и границ коммерческой фирмы». Премия, финансируемая центральным банком Швеции, была учреждена в 1968 году и фактически является Нобелевской премией по экономике. Остром и Уильямсон поровну разделят призовой фонд в 10 млн шведских крон ($1,43 млн).

Элинор Остром сделала карьеру, исследуя управление общественной собственностью. Издавна считалось чуть ли не аксиомой, что общинная собственность управляется менее эффективно, чем частная, потому что каждый пользуется выгодами от ее использования единолично, а плату и «издержки производства» делит со всей общиной. Например, запустив лишнюю овцу на общественное пастбище, где уже пасутся овцы пяти соседей, лишнее мясо можно съесть в одиночку, а убыток от перевыпаса разделить на всех. Эгоистическая логика должна, таким образом, довольно быстро приводить к деградации пастбища. Изучив множество случаев совместного управления собственностью в разных странах мира, Остром пришла к выводу, что общественная собственность зачастую управляется лучше, чем частная, и сформулировала условия, при которых это происходит.

Оливер Уильямсон изучил вопрос, как определяются границы компании. Почему одну и ту же услугу кто-то поручает собственным работникам, а кто-то заказывает на стороне. Почему в одних случаях поставщик товара и его клиент действуют в рамках единой вертикально интегрированной структуры, а в других — независимы друг от друга. Свободный рынок позволяет — по крайней мере теоретически — регулировать транзакции и разрешать конфликты за счет свободных контрактов, а не иерархически организованных компаний. Уильямсон обращает внимание на то, что, во-первых, свобода контракта, как правило, так или иначе ограничена, а во-вторых, разрешение конфликтов тем сложнее, чем больше зависят друг от друга контрагенты. Например, если в радиусе тысячи километров от предприятия находится единственный поставщик топлива, он, скорее всего, будет принадлежать той же компании, что и предприятие, потому что любой потенциальный экономический конфликт грозит остановкой производства. Теория Уильямса имеет множество интересных следствий. В частности, согласно ей, большие корпорации существуют благодаря тому, что они эффективны (а не потому, что являются, например, более успешными лоббистами), и, следовательно, ограничение размеров компании — плохая регулирующая мера.

 

Исследования Остром и Уильямсона объединяет интерес к экономическому управлению и его отношению к нерыночным институтам.

Элинор Остром родилась в 1933 году в Лос-Анджелесе, в 1965 году защитила диссертацию по политологии в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе. Профессор Индианского университета в Блумингтоне. Гражданка США.

 

Оливер Уильямсон родился в 1932 году в Вайоминге, защитил диссертацию по экономике в Университете Карнеги Меллон в Питтсбурге. Профессор Университета Беркли. Гражданин США.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+