К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бесценный газ


«Газпром» договорился о поставках газа в Китай. Вопрос о ценах остается открытым

В Пекине переговоры между Россией и Китаем о поставках газа наконец сдвинулись с мертвой точки. Но ушли вперед недалеко. Еще в 2006 году «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали меморандум о продаже российского газа в Китай. Предполагалось, что с 2011 года «Газпром» будет ежегодно поставлять в Китай 68 млрд куб. м газа по двум построенным к этому времени новым газопроводам. Сделка в принципе выгодна для обеих сторон: «Газпром» получает новый рынок сбыта, избавляясь от тотальной зависимости от европейских покупателей, а Китай — газ, которого ему не хватает (70% энергетики Китая до сих пор работает на угле, а собственные источники газа в стране невелики). Но соглашение забуксовало сразу: договорившись о направлениях и объемах поставок, стороны не смогли условиться о цене.

От пекинских переговоров ждали прежде всего определения цены поставок — Китай не был готов покупать газ по европейским ценам. Во вторник соглашение было парафировано, первый вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что в июне 2010 года договор будет подписан. Но вопрос цены так и не был решен.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил лишь, что ежегодный объем поставок может составить до 70 млрд куб. м. Это примерно 13% всего газа, добытого за прошлый год «Газпромом», и четверть объема его экспорта в 2008 году. Поставки будут осуществляться из ресурсной базы Западной Сибири, а также из базы Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа Сахалина. Западный вариант может быть реализован в короткие сроки, поскольку «Газпром» обладает там подготовленными запасами и развитой инфраструктурой. На восточном направлении, по словам Миллера, необходимы дополнительные мощности по газопереработке, поэтому Россия и Китай изучат возможность создания газохимического и газоперерабатывающего производств.

 

«Газпром» находится в заведомо проигрышной ситуации: В 2009 году из-за резкого падения закупок газа со стороны европейских потребителей газовая монополия может снизить добычу на 22%, сообщил зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков. Китай может найти другие источники газа, но «Газпром» не найдет другого Китая: эта страна уже сегодня является вторым по величине потребителем энергетических ресурсов в мире после США, а в ближайшей перспективе может стать первым. Пока Россия является далеко не самым важным энергетическим партнером Поднебесной: в январе-августе 2009 года китайские компании импортировали из России около 10,2 млн т нефти, это лишь 8% всего китайского нефтяного импорта за тот же период. В списках хоть сколько-нибудь значимых поставщиков газа России и вовсе нет. Отстаивать свои ценовые позиции в такой ситуации «Газпрому» будет очень непросто.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+