«Альфа» и Telenor помирились. Конфликт обошелся им в полмиллиарда долларов
Судебные разбирательства никому не вредят, они лишь укрепляют отношения между партнерами. Это любимые слова Михаила Фридмана, основного владельца «Альфа-групп». Сегодня они снова оказались к месту — пятилетняя война «Альфы» и норвежской Telenor окончена. Совладельцы «Вымпелкома» и «Киевстара», которые завалили друг друга судебными исками, наконец-то договорились. Совместный бизнес будет развиваться по сценарию «Альфы»: крупнейший украинский оператор сотовой связи вопреки желанию Telenor присоединится к российскому. Каким будет экономический эффект от слияния, покажет время, а вот убытки уже можно посчитать — на одних только дивидендах от «Киевстара» за время конфликта партнеры потеряли как минимум $550 млн.
Идея объединить «Вымпелком» с «Киевстаром» возникла у «Альфы» еще в 2004 году, но норвежцы были категорически против — их доля в «Киевстаре» составляла 56,5%, а в «Вымпелкоме» — 29,9% акций. Объединение операторов лишало Telenor возможности включать украинскую компанию в консолидированную отчетность. Тогда «Альфа» начала военную операцию. Входящая в группу компания Altimo, которой принадлежало 43,5% акций «Киевстара», через суд добилась исключения из устава «Киевстара» выгодного для Telenor положения о совете директоров и начала бойкотировать собрания акционеров компании.
В результате у «Киевстара» последние годы не было аудированных финансовых данных и Telenor все равно не мог включать компанию в свою консолидированную отчетность, а также получать дивиденды от ее деятельности.
Telenor, в свою очередь, начала подавать иски в нью-йоркский суд с целью заставить российских акционеров соблюдать правила корпоративного управления. В ноябре 2008 года суд Нью-Йорка обязал Altimo посещать собрания акционеров «Киевстара». Первое общее собрание двух непримиримых акционеров состоялось в декабре 2008-го. Здесь впервые встал вопрос о том, как распределять прибыль, накопленную «Киевстаром» с 2004 года и хранящуюся в основном в гривнах. Тогда было принято решение выплатить дивиденды за 2004-2005 годы в размере 3,46 млрд гривен. Позднее, в июне 2009 года, состоялось второе собрание, на котором акционеры определились с дивидендами за 2006-2007 годы. Они составили 4,6 млрд гривен.
Если бы эти дивиденды выплачивались как положено, партнеры за четыре года заработали бы $1,6 млрд — курс гривны в 2004-2007 годах составлял около 5 гривен за $1. Но первые выплаты начались лишь весной 2009 года, когда $1 стоил уже 7,7 гривен. В результате дивиденды в долларовом выражении усохли до $1,05 млрд. Telenor решила, что в этом виновата «Альфа», и в марте 2009 подала иск о взыскании с партнера компенсации в размере около $400 млн за убытки, связанные с девальвацией гривны.
За эту выходку Telenor чуть было не поплатилась всем своим пакетом «Вымпелкома» — миноритарий «Вымпелкома» офшорная компания Farimex (владеет 0,002%) обвинила норвежцев в том, что, блокировав выход «Вымпелкома» на Украину, они нанесли компании ущерб в размере $1,7 млрд. В Telenor догадывались, кто стоит за Farimex, но формально «Альфа» была ни при чем. Суды двух инстанций поддержали Farimex, и пакет Telenor в «Вымпелкоме» был арестован. Акции уже подготовили к продаже. Это был сильный и последний аргумент в затянувшемся споре.