Правительство создало все условия, чтобы завод продавал больше своих машин. Получится ли?
Старший лейтенант ГАИ Александр М. летом 1998 года приобрел с рук полугодовалую вишневую «девятку» за $7500. А уже через четыре месяца, помогая приятелю выбирать машину, обнаружил на рынке точно такую же, только новую и на 40% дешевле, — за $4300. За полтора года после дефолта курс рубля к доллару упал в 4,3 раза, а АвтоВАЗ поднял цены в рублях всего на 60–80%.
Продажи «лад» с тех пор росли ежегодно, пока в 2007-м автомобили АвтоВАЗа не утратили ценовое преимущество перед другими машинами. В полной мере это преимущество так и не вернулась даже после девальвации национальной валюты: сейчас заводы конкурентов тоже работают в рублевой зоне. Произведенный в Таганроге Hyundai Accent в феврале стоил всего на 13 000 рублей дороже одной из самых современных вазовских машин Lada Priora, а разница с Renault Logan была и того меньше — 3000 рублей.
Предприниматель из Татарстана Ильдар Зиннуров три года назад продавал через свою фирму «Булгар-АвтоВАЗ» по 1300 «лад» в месяц. Потом на АвтоВАЗе сменилось руководство, и «Булгар» от сбыта продукции автогиганта оттеснили, о чем Зиннуров теперь не жалеет. Контракт перешел к компании «Кан-АвтоВАЗ» татарстанского политика Николая Колесова, а Зиннуров переключился на иномарки, в том числе и российского производства. «Кан-АвтоВАЗ» сейчас продает всего 500 автомобилей в месяц, вдвое меньше, чем год назад. Склад забит — на нем больше 2500 машин. У Зиннурова, несмотря на общее падение продаж почти на 40%, растет спрос на собранные в России Fiat и Renault.
«По нынешним ценам Lada никому не нужна», — категорично заявляет другой автоторговец, основатель и президент компании «Фаворит Моторс» Владимир Попов. «Фаворит» торгует в основном европейскими и китайскими машинами, хотя раньше имел дело и с продукцией АвтоВАЗа. В 2006 году Попов поработал советником генерального директора ОАО «АвтоВАЗ», после чего, вернувшись в родную компанию, начал снижать долю отечественных автомобилей в продажах. Если прежде на Lada приходилось 70% продаж «Фаворит Моторс», то сейчас этот показатель в 10 раз меньше. «Мы сознательно это делали, и делали абсолютно правильно», — уверен Попов.
Когда дилеры так настроены, работать сложно. За январь АвтоВАЗ продал на 38% машин меньше, чем за тот же период в прошлом году. На помощь отечественному производителю бросилось государство: Владимир Путин пообещал выделить на поддержку автопрома около 200 млрд рублей, правительство повысило пошлины на ввоз новых иномарок и ввело практически запретительные пошлины на импорт подержанных автомобилей, установило льготные тарифы на железнодорожные перевозки готовой продукции. «У АвтоВАЗа блестящие перспективы, они ведь в состоянии делать то, чего другие не могут — менять рыночные факторы», — иронизирует один из дилеров. Вот и сам президент АвтоВАЗа Борис Алешин, которого корреспондент Forbes перехватил в фойе инвестиционного форума сразу после доклада об открывшемся во время кризиса окне возможностей для отечественного автопрома, уверяет: завод способен конкурировать с иномарками российской сборки.
За счет чего? Сейчас, по словам Алешина, в сходящих с конвейера автомобилях валютная составляющая доходит до 20%. Часть электроники, пластика, систем безопасности, красок, резиновых изделий, оцинкованного листа импортные. «Мы готовы отказаться от дорогостоящих деталей», — говорит глава АвтоВАЗа. Аналитики такой шаг только приветствуют. «В «классике» (заднеприводные модели пятой и седьмой серий; АвтоВАЗ производит их сам и поставляет комплектующие компании «Иж-Авто». — Forbes) вообще нет импортных деталей, что сейчас делает эти модели самыми конкурентными. Доля АвтоВАЗа на рынке однозначно увеличится, и теоретически есть шанс сохранить количество продаж», — говорит Иван Бочев, руководитель группы по обслуживанию предприятий автопромышленности Ernst & Young.
А дилерам перспектива продавать автомобили без импортных запчастей совсем не нравится. По мнению Сергея Чернова, заместителя генерального директора «Кан-АвтоВАЗ», надо не отказываться от дорогих деталей, а улучшать качество и имидж марки. Сейчас огромное количество автомобилей Lada сразу после продажи «уходит в тюнинг». В кустарных мастерских клиенты добавляют в машины недостающие элементы, улучшают салон, внешний вид, часто ставят автоматические коробки передач. «Издержки, безусловно, сокращать надо, но не за счет подушек безопасности в автомобилях. АвтоВАЗу нужно отказаться от чартерных рейсов, от 28 вице-президентов и от двух десятков бронированных Toyota Land Cruiser, закупленных для руководства», — советует один из дилеров.
В феврале товарные запасы АвтоВАЗа оценивались в 80 000 автомобилей при норме 60 000 (в январе на складах стояло более 100 000 машин). Проблема не только в спросе. «Им нужно перестать принимать идиотские решения. Я хотел купить у завода автомобилей на 200 млн рублей по предоплате, так они мне предложили забрать разукомплектованные машины у московских обанкротившихся компаний, — рассказывает Владимир Попов из «Фаворит Моторс». — Куда я потратил деньги? На покупку Skoda и Peugeot».
По прогнозу Ernst & Young, рост продаж автомобилей в России начнется уже в середине этого года. Продажи иномарок к 2012 году могут вырасти на 40–80%. В отношении российских автомобилей прогноз не столь оптимистичен — нынешний объем продаж сохранится.