Renault привлекают к спасению АвтоВАЗа в принудительном порядке
У государства есть совершенно законный способ поменять соотношение сил на АвтоВАЗе. Для этого ему нужно последовать примеру Renault и тоже не вкладывать деньги в предприятие. Тогда Волжский автозавод неизбежно обанкротится, а значит, распоряжаться его судьбой будут не акционеры, а крупнейшие кредиторы, то есть банки с государственным участием. Вполне в духе корпоративных войн 1990-х.
Международный концерн Renault-Nissan приобрел блокирующий пакет акций АвтоВАЗа весной 2008 года за $1 млрд, в борьбе за него обойдя GM, Fiat, Volkswagen и Magna. Сегодня этот пакет стоит впятеро дешевле, а сам автозавод балансирует на грани банкротства. АвтоВАЗ давно бы остановился, но летом государство безвозмездно предоставило ему 25 млрд рублей для расчетов с поставщиками. Впрочем, эти деньги были потрачены в два счета, а долги предприятия сегодня составляют 40 млрд рублей.
Между тем Renault с момента приобретения пакета АвтоВАЗа не вложила в завод ни копейки. Какие тут инвестиции, если по итогам 2008 года чистая прибыль Renault сократилась в четыре с половиной раза, до €599 млн, а в первом полугодии 2009-го убыток составил €2,7 млрд. Но правительство России проблемы собственного автомобилестроения заботят больше. «Или они [Renault-Nissan] будут дальше участвовать в финансировании предприятия, или мы должны будем договариваться с ними о новом соотношении долей», — показал, кто в доме хозяин, глава правительства Владимир Путин.
Путин сформулировал ультиматум аккуратно: «должны будем договариваться о сокращении долей» вместо «сократим долю Renault», хотя все понимают, что имелось в виду именно последнее. Закон в этом смысле полностью на стороне Renault: сам факт, что акционер не инвестирует деньги в развитие компании, не может считаться достаточным основанием для сокращения его пакета. «Это ведь не обязанность акционера, это его право», — говорит Светлана Минакова, старший юрист юридической компании «Юков, Хренов и партнеры». А любые решение, размывающие пакет Renault, — например, выпуск конвертируемых облигаций или допэмиссии, французы могут заблокировать.
Вряд ли государство действительно хочет размыть долю Renault. Выгода такого действия неочевидна: размывание пакета едва ли усилит желание акционера инвестировать в АвтоВАЗ, зато может стать крайне негативным сигналом для других иностранных автомобильных компаний, работающих в России. Скорее высказывание Путина лишь подготовка к длительным и непростым кулуарным переговорам о будущем российского автогиганта. Сегодня руководитель региона Евразия Renault Кристиан Эстев встречался с целым рядом официальных лиц: первым заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым, президентом АвтоВАЗа Игорем Комаровым, гендиректором «Ростехнологий» Сергеем Чемезовом и министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной: процесс уже пошел.