Весь мир помешался на интернете. Однако традиционные средства производства — машины — по-прежнему приносят своим хозяевам хорошую прибыль. Особенно если такая машина — одна на всю страну.
Самый большой в России карьерный экскаватор P&H 4100 XPC
Объем ковша: 57 куб. м
Владелец: компания «Кузбассразрезуголь»
Экскаватор массой около полутора тысяч тонн, емкость ковша которого сопоставима с объемом железнодорожного вагона, горняки называют «хорьком». P&H работает на «вскрышке», то есть вскрывает горную породу, чтобы добраться до залежей угля, и способен в год переработать свыше 200 млн т горной массы. Чтобы ее вывозить, компания купила еще шесть огромных 320-тонных БелАЗов (для сравнения: стандартная фура — 20 т). «Кузбассразрезуголь», подконтрольный миллиардерам Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву, с объемом производства порядка 50 млн т в год — второй в России по этому показателю и лидер по добыче угля открытым способом. Талдинский разрез, на котором работает самый большой экскаватор, в год дает 15 млн т угля, больше, чем какой-либо другой разрез или шахта в стране. Именно поэтому компания решила в кризис потратить 575 млн рублей на покупку P&H 4100 XPC — он один заменяет четыре обычных экскаватора, что повышает производительность и сокращает затраты на ремонт. В кабине «хорька» (экипаж — два человека) есть MP3-плеер, микроволновая печь, туалет, место для отдыха. Срок эксплуатации машины 10 лет, угольщики планируют окупить затраты на приобретение вдвое быстрее.
Самый большой в России тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht 13210
Диаметр щита: 13,2 м
Владелец: строительная компания «Мост»
Этот механизм сейчас прорубает в горе автомобильный тоннель диаметром 13,2 м (высотой с четырехэтажный дом) в рамках строительства дороги Адлер — Красная Поляна в Сочи. Ротор на торце тоннелепроходческого комплекса вгрызается в грунт, который при помощи системы конвейеров транспортируется в обратном направлении. Herrenknecht 13210 в длину почти с футбольное поле (80 м) и весит полторы тысячи тонн. В Сочи механизм доставляли разобранным, причем часть шла в будущую олимпийскую столицу морем, а часть — караваном из 23 грузовиков. Только чтобы собрать машину, пришлось решать отдельную техническую задачу доставки в горы подъемного крана грузоподъемностью в 320 т. Владельцы СК «Мост» Владимир Костылев и Евгений Сур начинали работать мастерами на строительстве БАМа, и деятельность их компании, основанной в 1991 году, неразрывно связана с железными дорогами. Пять лет назад «Мост» работал на 560 объектах РЖД — строительстве и реконструкции мостов, путепроводов, тоннелей. Бизнес, связанный с подрядами монополий, тихий; о владельцах компании известно мало, разве что Владимир Костылев дошел до Конституционного суда, отстаивая свое право на конфискованный у него в качестве вещдока и проданный судебными приставами вертолет Bell 407 (вертолет сочли контрабандным, но Костылев отстаивал свое право считаться добросовестным приобретателем). Однако портфель заказов «Моста» впечатляет: в числе многих объектов есть, например, строительство гигантского моста на острове Русский. В рамках проекта «Адлер — Красная Поляна» «Мост» построит 12 тоннелей и 50 мостов, сумма контракта 25 млрд рублей (этот заказ «Мост» получил от РЖД без конкурса) — имело смысл потратиться на покупку. Более крупный механизм этой же фирмы, заказанный Романом Абрамовичем, оценивался в €100 млн.
Самая большая в России баржа для строительства подводных трубопроводов MRTS Defender
Грузоподъемность подъемного крана: 250 т
Диаметр труб, которые может укладывать: 1,4 м
Владелец: компания «Межрегионтрубопроводстрой»
«Дефендер» умеет укладывать под водой трубопроводы большого диаметра и приспособлен к работе в суровых северных условиях. Компания МРТС принадлежит Валерию Коликову и Виктору Екимову, выходцам из двух конкурирующих северных трестов, специализировавшихся с советских времен на строительстве подводных трубопроводов. Объединив усилия в 1999 году, Коликов и Екимов вложились в постройку самого крупного трубоукладочного судна в стране. Они купили баржу массой 7000 т, перегнали ее в Мурманск, где на судне надстроили мини-завод, обеспечивающий укладку и бетонирование труб на глубине до 150 м. Строительство заняло пять лет, и в 2006 году трубоукладчик был введен в эксплуатацию. До этого в мире существовало лишь четыре судна с такими параметрами, в России «Дефендер» — один. Поэтому баржа нарасхват: в 2006–2007 годах она строила нефтепровод по заказу «Лукойла», а сейчас выполняет для «Газпрома» работы в рамках мегапроекта «Ямал» — строит несколько веток газопровода в Баренцевом море. Чтобы обеспечить непрерывность производственного цикла, трубы на «Дефендер» доставляет шесть теплоходов. На барже работают около 200 человек, в том числе английские и французские инженеры, один из которых в своем блоге жалуется на то, что русские постоянно едят чеснок, пьют компот и хранят все спасательные костюмы судна в одном месте.