Строить бизнес на паритетной основе опасно — это почти аксиома. Принципиальное разногласие между двумя равноправными партнерами неизбежно приводит к неразрешимой ситуации. Им остается только расстаться.
Последний пример — конфликт между двумя российскими металлургическими магнатами Олегом Дерипаской (№5 в «Золотой сотне», состояние — $10,7 млрд) и Владимиром Потаниным (№7, состояние — $10,3 млрд). Их компаниям «Русал» и «Интеррос» принадлежит по 25% акций «Норильского никеля». Больше крупных акционеров у компании нет. Яблоком раздора стали дивиденды. «Русал» Дерипаски хотел выжать из «Норникеля» максимальную сумму — $3 млрд. «Интеррос» Потанина был против. В результате годовое собрание акционеров утвердило предложенные «Интерросом» $1,325 млрд. «Русал» стал добиваться отмены его решений и даже подал иск в Лондонский международный арбитражный суд. Но от решения суда в данном случае ничего не зависит. Ситуация патовая.
Это далеко не первый случай «развода» олигархов, владеющих активами в пропорции 1/1. В первой четверти «Золотой сотни» Forbes уже не осталось ни одной пары. В основном все они разошлись в благополучные 2006-2007 годы. Тот же Владимир Потанин весной 2007-го расстался со своим партнером Михаилом Прохоровым (№2, состояние — $13,4 млрд). Бывшие друзья 15 лет вели совместный бизнес и получали равные доли во всех приобретаемых активах. Дележ нажитого добра занял больше года.
В 2006-2007 годах Игорь Зюзин (№17, состояние — $6,4 млрд) разошелся с Владимиром Йорихом (не входит в «Золотую сотню», поскольку является гражданином Германии), выкупив у него долю в металлургической группе «Мечел». На момент размещения ADR «Мечела» на бирже в Нью-Йорке в 2004 году Зюзину и Йориху принадлежало по 42% акций группы.
Бывшие равноправные партнеры Сергей Попов (№21, состояние - $5 млрд) и Андрей Мельниченко (№23, состояние $4,4 млрд) начали делить свою финансово-промышленную группу в 2006 году. Попов стал единоличным владельцем МДМ-банка, а Мельниченко достался производитель удобрений «Еврохим». В их совместном владении пока остается угольный холдинг СУЭК.
В «Золотой сотне» остается еще семь пар. Как у них устроен бизнес?