Замена асфальта на плиточное покрытие на тротуарах, пожалуй, главная тема для обсуждения в Москве. Все чертыхаются, видя перекопанный тротуар, и вынуждены идти по проезжей части. Кто-то не понимает, зачем мэру Сергею Собянину понадобилось менять асфальт на плитку и доставлять жителям кучу неудобств. Кто-то вспоминает мифическую «Иру-бордюр». Forbes попытался разобраться в деле с плиткой и ответить на основные вопросы.
Зачем нужна плитка?
По официальной версии, она улучшит экологию города. Асфальт состоит из битумов, в жаркую погоду плавится и выделяет вредные вещества. По данным департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, замена 1 млн кв. м асфальта на плитку позволит снизить количество выбросов в атмосферу на 665 т в год. Еще один экологический аспект — снижение теплового воздействия на человека, ведь асфальт нагревается сильнее и отдает больше тепла. Впрочем, замена тротуарного покрытия на плитку в объеме 1,1 млн кв. м даст, скорее всего, минимальный экологический эффект. Глупо думать, что, гуляя по плиточному тротуару вдоль Садового кольца, вы будете находиться в отдельной экосистеме, ведь проезжая часть Садового кольца по-прежнему осталось асфальтовой и выделяет как вредные вещества, так и тепло. Да и площадь проезжей части на порядок больше, чем тротуаров. Еще есть автомобили. А что думают экологи о замене асфальта на плитку? Глава ГПУ «Мосэкомониторинг» год назад заявила, что выделения вредных веществ из асфальта не происходит даже в аномально жаркую погоду. В этом году ее позиция изменилась на кардинально противоположную: «ряд опасных веществ присутствует в эмиссиях асфальта при таких [выше 25 градусов] температурах». Комментарии здесь излишни.
Правда, что плитка экономичнее асфальта?
Хотя укладка плиточного покрытия стоит около 3400 рублей за кв. м, что дороже асфальта (1200-1300 за кв. м), служит плитка вроде бы в несколько раз дольше: по заверению главы департамента ЖКХ и благоустройства Андрея Цыбина, 25-30 лет против 6-7 у асфальта. Правда, срок службы плитки, судя по данным ее производителей и продавцов, разнится: где-то фигурируют и названные 25 лет, где-то 20, а в некоторых источниках и вовсе 15 лет.
Не все понятно и с ценой. Укладка асфальта, судя по московским аукционам в этом году, обходится дешевле официально озвученной суммы: в 500-1100 рублей за кв. м в зависимости от сложности работ. А при цене ниже 800 рублей за кв. м асфальта экономический эффект от укладки плитки при заявленном сроке службы 25-30 лет, не говоря о меньшем, и вовсе будет отсутствовать.
Еще один довод чиновников, что ремонт плитки обходится дешевле (условно, нужно поменять несколько плит вместо перекладывания всего асфальтового покрытия), также небезупречен. Например, стоимость устранения просадки плитки на бульваре в 15-м микрорайоне Зеленограда по смете определена в 1322,5 рубля за кв. м. А кто даст гарантию, что усадка не произойдет спустя несколько лет после завершения работ? И оплачивать ремонт будет не подрядчик, а бюджет, как в Зеленограде? Вопросы из разряда риторических.
Согласно контрактам, гарантийный срок по укладке плитки равен трем годам, в течение которых подрядчик должен за свой счет устранять недостатки покрытия. Кто будет оплачивать ремонт, если начнет разрушаться плитка как материал? Подрядчики кивают в сторону производителей: «Вот их сертификаты и гарантии по качеству». Но при этом оговариваются, что так должно быть в правовом государстве.
Не дорого ли стоит тротуар из плитки?
Согласно типовой смете, по которой рассчитана стоимость контрактов, 1 кв. м плиточного покрытия обойдется бюджету в 3360,48 рубля. Но это в случае Садового кольца, улиц Кремлевского кольца, а также крупных магистралей вроде проспекта Мира или Ленинского проспекта. Для переулков и улиц ЦАО Москвы контракты рассчитывались по другой смете: 3293,06 рубля за кв. м. Разница в сметах не столь существенна, чтобы на нее обращать внимание, говорят строители, возможно, на отдельных участках больше колодцев.
Подавляющая часть стоимости укладки плитки приходится на саму плитку и основания (бетон и цементно-песчаные смеси), а также работы по ним.
Профессиональный сметчик, к которому обратился Forbes с просьбой проанализировать типовую смету, сообщил, что каких-то бросающихся в глаза отклонений в ней нет: цена нормальная, для подобных работ стоимость может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону.
В дорожно-строительной компании, не участвовавшей в аукционах по плитке, рассмотрев типовую смету, сообщили Forbes, что проект очень выгоден, если плитку пришлось бы укладывать в спальных районах Москвы, а вот для центральных улиц и переулков логистика существенно усложняется и рентабельность работ выглядит не столь интересно.
Есть ли возможность для освоения средств?
Когда сметчик сказал Forbes, что проект по цене нормальный, он тут же добавил: «Смета — идеальный проект, а реальность никогда не соответствует проекту». И посоветовал обратить внимание на работу на участках и сравнить ее со сметой. Расхождение нашлось буквально в ту же секунду. Согласно типовой смете, в работе должны применяться «плиты бетонные тротуарные фигурные типа «катушка», толщина 100 мм, цвет вишневый» (на фото слева приведен внешний вид «катушки»). В реальности кладется серая брусчатка толщиной 80 мм с вкраплениями брусчатки вишневого цвета (фото справа).
фото: Russian Look/Picvario, Итар-ТАСС
Подрядчики утверждают, что они впервые слышат о «катушке» и у них в договорах прописана брусчатка толщиной 80 мм. Запрос в Департамент ЖКХ и благоустройства Москва о смене типа плитки остался без ответа. Согласно ГОСТ 17608-91, плиты толщиной 100 мм применяются в местах заезда тяжелого транспорта, и это еще больше запутывает дело. Зачем было вносить такую плитку с избыточной толщиной в смету? Ответ дает сопоставление цен. Стоимость 1 кв. м «катушки» в смете определена в 661,5 рубля. Стандартная брусчатка стоит существенно дешевле. Например, в прайс-листе одного из поставщиков — Одинцовского ДРСУ — указана цена 480 рублей (серая брусчатка при заказе 500 кв. м), у «КомплектСтройИндустрии» — 500 рублей. То есть речь идет об «экономии» на плитке как минимум 135-150 млн рублей. И это только для подрядчиков, работающих на Садовом кольце и крупных магистралях (в смете для улиц и переулков ЦАО работы и затраты приведены укрупненно). Кстати, на одном из участков Forbes обнаружил плитку толщиной и вовсе 60 мм.
Теоретически работы должны оплачиваться исходя из счет-фактуры использованных материалов (то есть условные 500 рублей за кв. м плитки, а не 661,5 рубля), но в реальности этого почти не бывает. Как говорят опрошенные Forbes строители, всегда можно сделать «левую» счет-фактуру.
Как прошли аукционы?
Аукционы по плитке можно разделить на три группы. Первая — укладка плитки на Садовом кольце, проспекте Мира, Ленинском проспекте, рублевском направлении, а также на нескольких объектах в пределах Садового кольца; заказчик — ГБУ «Кольцевые магистрали» Департамента ЖКХ и благоустройства Москва (848,8 тысяч кв. м по начальной цене 2,85 млрд рублей).
View Moscow in a larger map
Было разыграно 19 лотов, а победителями стали 12 компаний. Правда, в 10 лотах при рассмотрении вторых частей заявок был представлен только один участник аукциона, а снижение общей суммы контрактов составило всего 2,4%.
Вторая группа — укладка плитки в переулках ЦАО, заказчик с очень длинным названием — Генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории (ГД РЭДБОТ) ЦАО Москвы (276,3 тысячи кв. м с начальной ценой 910 млн рублей).
Здесь разыгрывалось 49 небольших лотов, но при этом конкуренция уменьшилась: в числе победителей четыре компании. При этом 2 лота не состоялись из-за отсутствия заявок. Еще в 22 лотах аукционы были признаны несостоявшимися из-за явки единственного участника, но действующее законодательство обязывает заключать с ними контракты, если заявка не была отклонена аукционной комиссией. Эксперты, специализирующиеся на государственных тендерах, утверждают, что в 99,9% случаев такие аукционы «заточены» под конкретную компанию и реальной конкуренции нет.
Кроме того, Forbes обнаружил два лота с почти идентичными данными на укладку плитки на Большой Никитской улице. Разница в лотах составляла всего 1 кв. м (5534 и 5533 кв. м). Победителем в обоих аукционах стало ЗАО «Компаньон». В ГУ РЭДБОТ ЦАО сообщили, что произошла ошибка при формировании лотов и в настоящее время один из контрактов расторгается по согласованию сторон.
И, наконец, третья группа — разработка проектно-сметной документации для первых двух групп аукционов (менее 30 млн рублей). Эти аукционы прошли по времени раньше, чем предыдущие. Разыгрывалось 11 лотов, в 7 из них победили компании, аффилированные с тогда еще будущими подрядчиками: «Инженерная компания Биллдэкс» («Строительная компания Биллдэкс») и «Магистраль Проект» («Роуд групп»).
Кто владеет подрядчиками?
«Если помните, в советские годы каждый народ нашего многонационального государства чем-то славился. Армяне славились многим, в том числе строительством дорог, зданий, сооружений. [...] Сегодня в одной только Москве есть несколько тысяч строительных и дорожных компаний, которые принадлежат армянам», — говорил в интервью депутат Алтайского краевого законодательного собрания Армен Шагинян. Ему самому принадлежит подрядчик «Крисмар-ММ». Согласно базе данных СПАРК, Петрос Меликян владеет ООО «СДСК Дорстрой», Манук Лмоян — ЗАО «Компаньон», Армен Ананикян — СДС Аран, Гагик Асланян — ООО «Мерения», Сергей Халатян — 50%-ной долей ООО «Дорстар М», Ваграм Вардумян контролирует ООО «Мособлспортстрой», а Армен Закарян управляет ООО «МСити-Девелопмент».
У одного подрядчика в числе акционеров находится столица: Департамент имущества города Москва владеет крупной долей (около 34%) в ОАО «ДРСУ». А вот Московская область свой пакет в «Автодор-ККБ Звенигород» продала в 2010 году, и теперь компанию контролирует немецкая фирма KKB Knape/Kirchner.
Есть среди владельцев компаний, укладывающих плитку, и бывшие сотрудники ЖКХ столицы. Совладельцем ООО «Мелт» является Виктор Екимов, до 2009 года возглавлявший ГУП «Гормост», отвечающее за эксплуатацию мостов и тоннелей. Одним из акционеров ООО «Роуд Групп» числится некто Антон Олещук: его полный тезка руководил отделом капитального ремонта ГУП «Доринвест» (сдает в аренду/лизинг дорожные машины, обеспечивает техническое обслуживание машин дорожного хозяйства Москвы).
Что говорят сами подрядчики о своей работе?
Владелец одной из компаний сообщил Forbes, что еще не решил, будет ли принимать участие в аукционах в следующем году. По его словам, пока трудно подбить рентабельность из-за различных неприятных инцидентов. Например, его рабочие при срезании асфальта повредили кабель, который по правилам должен находиться глубже: ремонт пришлось оплачивать из собственного кармана. Не нравится ему и атмосфера вокруг укладки плитки: жители, сознательно или нет, препятствуют работам, например вызывают сотрудников полиции или паркуют автомобили как хотят, несмотря на отбойники. Еще один владелец жалуется на жесткие условия контракта: на время работ подрядчик предоставляет 20% от суммы соглашения в виде залога денежных средств или банковской гарантии, на время гарантийных обязательств эта сумма снижается до 10%. Комиссия по банковской гарантии составляет 3-6%, что опять же сказывается на рентабельности.
Кто виноват? Что делать?
На наш взгляд, задавать два вечных российских вопроса еще рано. Хотя на второй вопрос можно ответить: ждать зимы, после которой станет ясно, насколько качественны материалы и насколько качественно проведена укладка.