Судебные приставы хотят запретить должникам управлять автомобилем
На прошлой неделе были озвучены новые инициативы судебных приставов. Теперь предлагается накладывать арест на водительские удостоверения должников.
Если меня спросят, кто из представителей правоохранительных органов отличается наиболее изощренной фантазией и самым оригинальным чувством юмора, я не задумываясь отвечу: судебные приставы-исполнители. На первый взгляд это никак не вяжется с образом вдумчивых и серьезных работников юстиции. Почему? Давайте внимательно посмотрим на последние несколько лет работы этого уважаемого ведомства.
В каком еще ведомстве сотрудники на рабочем месте будут с ведома начальства заводить себе фальшивые аккаунты на «Одноклассниках», чтобы под видом раскованной девушки назначать свидания мужчинам? Именно таким способом приставы в Удмуртии пытались поближе познакомиться с должниками, чтобы склонить их к оплате долга. Так бы и продолжалось дальше, только вот девушка, фото которой без ее разрешения использовалось в этой схеме, возмутилась и обратилась за защитой своих прав в суд.
А теперь вспомним, как несколько лет назад в России стали проходить совместные акции приставов и инспекторов ГИБДД. Сотрудники этих ведомств совместными усилиями искали должников и изымали у них автомобиль или иное менее ценное имущество — например, магнитолу или запасное колесо.
Этим дело не кончилось. Приставы захотели обращать взыскание на денежные средства на счетах абонентов сотовой связи. Неважно, что эти средства уже находились в собственности мобильных операторов, а значит, и взыскивать их приставы не имели права. Главное, что вновь было продемонстрировано творческое толкование норм права.
До недавнего времени вершиной креатива приставов все же оставалось изменение законодательства в целях ограничения выезда из страны должников. Не знаю, как на других, а на мне эта норма отразилась самым прямым образом — мне теперь страшно стоять в очереди к представителям погранслужбы. А вдруг вылезет неоплаченный штраф, бережно сохраненный судебным приставом и превращенный в запрет на выезд из страны? Учитывая повсеместное введение системы видеофиксации превышения скорости, а также отвратительную работу почты, такой сценарий вполне возможен. А ведь еще возможны и ошибки — помните, как футбольного вратаря Филимонова не выпустили в Узбекистан?
Ограничение на выезд начало действовать в 2008 году и, очевидно, не дало ощутимых результатов. Потому что на прошлой неделе были оглашены новые инициативы: повсеместное введение ограничения прав должников. В частности, им предлагается запретить управлять автомобилем и водными судами, ходить на охоту и на рыбалку. Очевидно, список ограничиваемых прав будет расширен. Какой простор открывается для разработчиков закона, сколько разных прав можно ограничить, начиная с права на труд или социальное обеспечение, образование и т. д.
Попытаемся понять, будет ли эффективно новое предложение приставов и насколько оно соответствует законодательству и здравому смыслу.
Соответствие закону
Как и в случае с запретом на выезд за границу, сторонники этой меры, скорее всего, будут ссылаться на ст. 55 Конституции. В ней сказано, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Казалось бы, это полностью подтверждает позицию приставов. Однако разве из приведенной нормы следует, что ограничение прав должно быть соразмерно защищаемым правам и законным интересам? У меня есть глубокие сомнения, что ограничение в праве управления автомобилем будет адекватно долгу, скажем, в тысячу рублей.
Специфика практической реализации
Многие законодательные инициативы внедряются в России со ссылкой на зарубежный опыт. Дескать, у них это уже давно есть, а мы, как всегда, отстаем. Очень сложно согласиться с таким подходом. Правовая система каждой страны уникальна. Где-то государственный механизм работает как часы, сводя к минимуму риск судебной ошибки, а где-то исполнение чиновником своих прямых обязанностей невозможно представить себе без получения взятки. В России, в отличие от западных стран, до сих пор не принят закон о банкротстве физических лиц. Если человек запутался в каких-нибудь потребительских кредитах, у него нет никакой возможности выйти из ситуации — только безмолвно ждать увеличения задолженности. Ограничение его прав только усугубит ситуацию, спровоцирует его на новые необдуманные поступки. Предлагая подобные меры, может быть, для начала стоило принять закон о личном банкротстве и наладить его применение.
Еще одни момент. Кто хоть раз сталкивался с отечественной государственной машиной, знает: ее сложно завести, но еще сложнее остановить. Например, если вы забыли заплатить штраф и стали вдруг невыездным, в аэропорту погасить задолженность будет невозможно. Видимо, если вам — по ошибке или «за дело» — запретили управлять автомобилем, отменить это ограничение также будет очень непросто.
Эффективность
Меня поразили данные по Республике Карелия за 9 месяцев 2008 года: через границу не пропустили 7 должников (решений о запрете выезда были приняты десятки). Одна из невыпущенных женщин была должна за услуги ЖКХ целых 2000 рублей! Против кого направлены предлагаемые изменения законодательства? Против таких мелких неплательщиков, чтобы по-мелкому портить им жизнь, не выпуская за границу? Интересно, как соотносятся затраты государства на выявление таких должников и выплачиваемые ими суммы? А может быть, все нацелено на крупных должников? Маловероятно. Ничто не мешает такому гражданину выехать в Белоруссию и улететь оттуда практически в любую точку земного шара. Отобрать у него права? Но человек, оперирующий крупными суммами, обычно в состоянии нанять водителя, даже если ушел в минус.
Судя по тому, что приставы продолжают проявлять свою фантазию, все эти мысли им в голову не приходят.