Юбилейный, тридцатый «День северных территорий», отмечавшийся в Японии в понедельник, получился особенно ярким и запоминающимся. Обвинения в «грубости», высказанные японским премьером Наото Каном в адрес российского президента Дмитрия Медведева, встретили достойную реакцию со стороны российского МИД, а помощник Медведева Сергей Приходько пообещал, что поездки президента на Курилы будут продолжены. Японские ультраправые устроили у российского посольства в Токио митинг с осквернением российского флага, и теперь японское посольство в Москве имеет дело с их российскими братьями по разуму, начавшими пикетирование с требованиями извинений.
Еще несколько лет назад эта памятная дата, введенная в Японии в разгар противостояния Запада и СССР в 1981 году, воспринималась как наследие прошлого. Японские премьер-министры на протяжении ряда лет не участвовали в торжественных мероприятиях «Движения за возвращение северных территорий». Более того, по крайней мере на экспертном уровне все чаще появлялись высказывания о возможности пересмотра позиции об обязательном возврате всех четырех спорных островов. Все это искренне огорчало японских патриотов и борцов за утраченные земли.
Тем не менее в последние годы внимание к проблеме островов в Японии стало нарастать, степень вовлеченности в дискуссии вокруг островов высших руководителей страны повысилась, а заявления стали более резкими. В «День северных территорий» — 2010 собрание с участием премьера Юкио Хатояма призвало Россию к возврату островов.
Предпосылки для обострения проблемы складывались постепенно, но необратимым кризис вокруг островов стал в сентябре 2010 года, когда Токио предупредил российского президента Дмитрия Медведева, чтобы он ни в коем случае не ездил на спорные острова. Разумеется, после этого визит был неотвратим. Тем не менее последовавшая вспышка воинственной риторики с обеих сторон, а также отзыв японского посла оказались недолгими. При этом уже в минувшем декабре японский посол в Москве Масахару Коно был уволен за провал информационной работы в преддверии медведевского визита на Курилы. Можно предположить, что существовавшие ранее японские оценки российской политики в территориальном вопросе признаны в корне ошибочными.
Японские оценки российской внешней политики традиционно отталкиваются от внутриполитической ситуации, а в последнее время — от ситуации внутри правящего российского «тандема». Собственно, мнение о том, что поездка на Курилы была элементом разворачивающейся предвыборной кампании Дмитрия Медведева, не является чисто японским изобретением — она широко представлена и в российских СМИ. Эта точка зрения игнорирует тот факт, что российская линия в отношении Курильских островов постепенно ужесточалась на протяжении последних нескольких лет. Началось еще до появления Медведева в качестве претендента на высший государственный пост: в 2007 году Москва начала реализовывать программу развития этих территорий, причем ее куратором стал министр иностранных дел Сергей Лавров. Попытки японцев вывести закономерность в российской политике на Курилах из одного лишь фактора внутриполитической борьбы делают вероятными новые трудно предсказуемые шаги с их стороны.
В то же время объяснять любые действия оппонента внутриполитическими факторами может и Россия. Рейтинг правительства Наото Кана даже после полного обновления кабинета в январе составляет всего лишь 32,2%, рейтинг правящей Демократической партии Японии — 22,7%. При этом в конце января в партии разразился скандал в связи с финансовыми злоупотреблениями Итиро Одзава, лидера ведущей внутрипартийной фракции. Нежелание Одзава уходить в отставку вполне может отразиться на положении правительства Наото Кана, так что стремление к резким заявлениям и жестам по внешнеполитической тематике в этой ситуации выглядит естественно.