Государственный визит Председателя КНР Ху Цзиньтао в США, который начнется во вторник, будет отмечен особой пышностью церемоний и обилием оптимистических деклараций с обеих сторон. Одним из протокольных проявлений особого внимания американской администрации к визиту будет «государственный обед» (state dinner), который будет дан в Белом доме в честь китайского лидера. В американской практике, подобные обеды даются, как правило, в честь близких и особо важных внешнеполитических партнеров США; когда Ху посещал Вашингтон в прошлый раз, администрация Джорджа Буша отказалась от проведения «государственного обеда», что было признаком не самого благоприятного состояния двусторонних отношений. Чрезвычайно активным является и пропагандистское обеспечение предстоящего визита. Например, китайцами впервые осуществлено развертывание в Вашингтоне пресс-центра МИД КНР, рассчитанного на обеспечение работы не только китайских, но и иностранных журналистов, освещающих визит Ху.
Тем не менее на данный момент нет никаких признаков того, что в ходе визита будут сняты старые китайско-американские противоречия в экономической и военной сфере. Интервью Ху Цзиньтао The Wall Street Journal и Washington Post, опубликованное в понедельник, накануне визита, показывает, что китайский лидер не намерен идти на серьезные уступки в отношении курса юаня.
Он, в частности, отмечает, что не считает укрепление курса китайской валюты необходимым для решения проблем инфляции в Китае. Ху также повторил тезисы о том, что мировая валютная система, основанная на ведущей роли доллара является «наследием прошлого» и что международные финансовые институты в их нынешнем виде недостаточно учитывают возросшую роль и влияние развивающихся стран.
Ху Цзиньтао отрицает существование каких-либо дискриминационных ограничений для иностранных компаний на китайском рынке, о которых часто говорит американская сторона. Насколько можно судить, на американские жалобы на растущий дисбаланс в двусторонней торговле (более $102 млрд за 2010 год) китайцы намерены отвечать в своем обычном духе, призывая США снять ограничения на поставки в Китай высокотехнологичной продукции.
В военной сфере совершенно невероятно, чтобы США отказались от заявленного в начале года намерения поставить крупную партию вооружений Тайваню. Едва ли американцы пойдут на какое-то ослабление расширившегося в последние месяцы военного сотрудничества с Южной Кореей и Японией. Между тем именно поставки вооружений Тайваню послужили основанием для разрыва в начале 2010 года отношений между военными ведомствами Китая и США, а растущее присутствие американского флота в Восточно-Китайском море, прямо рядом с Пекином и Тяньцзинем, привело к новому витку напряженности начиная с осени. Китайцы, со своей стороны, совершенно не намерены переходить к жесткому давлению на Северную Корею с целью заставить ее отказаться от новых провокаций.
Тем не менее изобразить наличие значительного прогресса в двусторонних отношениях по итогам визита будет легко. Юань, согласно большинству прогнозов, будет продолжать расти в течение всего 2011 года, пусть и не так быстро, как хотят США. Как подозревают наблюдатели, китайцы иногда помогают своей валюте укрепляться быстрее, чем обычно, если это необходимо для решения внешнеполитических задач. По оценке China International Capital Corporation, за 2011 год рост юаня к доллару составит 5-7%, не исключено, что особенно быстрым он будет сразу после визита. Вероятно, что как и при предыдущих визитах китайских лидеров в США, будет объявлено о крупной закупке китайцами авиалайнеров Boeing или росте кооперации по их производству.
Не вызывает особых противоречий и необходимость сотрудничать в сфере новых источников энергии и атомной энергетики: например, больше всего новых китайских АЭС строятся и будут строиться на основе американских реакторов Westinghouse AP1000, производство которых планируется локализовать в КНР. В остальных областях сторонам придется обращать основное внимание на миролюбивую риторику и дружественные жесты. Противоречия между США и КНР со временем лишь углубляются. Визит Ху Цзиньтао позволит замедлить этот процесс, но не повернуть его вспять.