К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Шантаж, подкуп, угроза убийством»

«Шантаж, подкуп, угроза убийством»
Шутливое инсайдерское описание методов администрации президента пора заменить формальным перечнем должностных обязанностей

Говорят, что бывший глава администрации президента России Александр Волошин, шутя, часто использовал в своей устной речи вынесенное в заголовок этой колонки перечисление различных преступных действий. Так Волошин — разумеется, иронизируя, — описывал широкую палитру методов, применяемых вверенным ему органом власти в работе с тогда еще избираемыми губернаторами. Сегодня Волошина в администрации президента уже нет. Но парадокс в том, что с точки зрения последних событий его любимая шутка воспринимается уже не как шутка, а как самое настоящее политическое завещание. Которое теперь выглядит уже не мило и трогательно (чиновникам еще была свойственна самоирония, факт), а наоборот — агрессивно и пугающе.

Начнем с того, что я не верю, будто сегодня чиновники президентской администрации лично заказывают политические избиения или развязывают против журналистов войны компромата. Даже демонический Владислав Сурков в нынешних условиях вряд ли готов на такое пойти. Но именно этот разнузданный авантюризм в работе администрации президента, привитый в том числе Волошиным, повинен в том, что требования разобраться наконец с тем, как эта самая администрация работает, сегодня стали крайне актуальны. Чтобы наглядно это продемонстрировать, давайте вывернем, например, популярный ныне тезис с требованием отставки Суркова и приложим его к другому схожему с администрацией институту власти. «Чиновники аппарата правительства несут персональную ответственность за созданную в обществе атмосферу терпимости к насилию». Не звучит. Выглядит абсурдно. И не потому, что аппарат не занимается политикой, — при Путине-премьере еще как занимается.

Не звучит потому, что невозможно представить себе элиту российского чиновничьего корпуса, белодомовских технократов-экономистов или матерых отраслевиков, вступающую в закулисные переговоры с силовиками или футбольными болельщиками. Не тот стиль, не тот подход к решению задач. И, что еще важнее, совершенно другой, четко прописанный правовой статус, регламент работы и разделенные сферы ответственности. Правительство и его аппарат, желая подстраховаться и свести к минимуму возможные упреки в коррупции, заинтересованности и так далее, создали за 10 лет развернутую и публичную систему правил работы. И теперь в своей деятельности двумя ногами стоят на вменяемой правовой базе.

 

Есть регламент правительства, описывающий все аспекты его работы, в том числе разрешение конфликтных ситуаций, правила законотворчества и так далее. Есть положение об аппарате правительства, где описаны нормативы исполнения поручений, механизмы продления их сроков или снятия с контроля. Есть распределение обязанностей между вице-премьерами, главой аппарата, его замами, руководителями департаментов и так далее. И все это не просто гора макулатуры. Это документы, позволяющие, например, министрам или чиновникам еще меньшего ранга вежливо посылать даже всесильного вице-премьера Игоря Сечина по известному адресу. Если тот требует чего-то незаконного или не прописанного в инструкции.

А администрация президента и ее должностные лица, до сих пор не желающие сковывать себе руки, вольно скользят над правовым полем РФ, делая временные остановки то там, то тут. По сути вся работа администрации президента — огромное правовое белое пятно. За мутными формулировками «информационно-аналитическое обеспечение деятельности президента по вопросам того или сего» может скрываться все что угодно. Тот самый шантаж. Неконституционное давление на политиков и политические партии. Кулуарные переговоры с кем угодно и когда угодно. Сомнительные политические сделки. И так далее.

 

Администрация, смысл работы которой состоит в обеспечении деятельности президента, превратилась де-факто в стоглавого монстра, который, видимо, может и повоевать где надо, и шантажировать кого следует. А значит, если рассуждать логично, может и по башке кому-то дать, пусть и чужими руками. Фраза про многообразный характер деятельности президента и, следовательно, огромную сферу ответственности его администрации с сайта Kremlin.ru звучит в 2010 году почти как циничная индульгенция кардинала Ришелье в «Трех мушкетерах». Если у АП по Конституции страны нет собственной воли и прав, то все, что делают ее чиновники, — воля президента, ведь так?

Несколько примеров из последних политических событий.

Вот бывший мэр Москвы Юрий Лужков описывает свой диалог с главой АП Сергеем Нарышкиным. Смысл которого был, грубо говоря, следующий: уходите по-хорошему или уйдем вас по-плохому. Кто-нибудь способен дать правовую оценку этому диалогу? Вообще, рассуждая шире, кто и где дал главе АП такие полномочия? Отношения губернатора и президента прописаны в ряде конституционных законов, их суть и процедуры, с ними связанные, вытекают прямо из Конституции. Нарышкин имел право вести такой разговор? Или он шантажировал Лужкова, совершая уголовное преступление?

 

Или, к примеру, знаменитые звонки Владислава Суркова политическим лидерам с просьбой воздержаться от тех или иных действий. Или звонки его коллеги Алексея Громова на ленты информационных агентств, главным редакторам телеканалов и газет с просьбой снять что-то с эфира или с полосы. Здесь речь не идет даже об отрицаемой всеми в Кремле практике управления новостными блоками федерального телевидения. Речь идет о действиях, которые могут быть засвидетельствованы в суде десятками лично знакомых мне людей. Эти действия законны? Может быть, да, но тогда хочется увидеть законы, где о них написано. Где четко определено, какое сообщение РИА или ИТАР-ТАСС может быть потенциально опасно для страны и кто имеет право снять его с ленты.

Или пресловутые кураторы из Управления внутренней политики — чиновники, несущие персональную ответственность за общественно-политическую ситуацию в нескольких регионах. С точки зрения административной реформы их полномочия надзорные, нормотворческие или они оказывают услуги населению? Где в их работе грань между мониторингом и вмешательством? Они наблюдатели (по смыслу Конституции) или прогрессоры (по смыслу своей работы)? И это касается не только сотрудников Суркова, хотя их — в первую очередь. Специалисты Константина Чуйченко, как многие утверждают, вмешиваются в работу следственных и правоохранительных органов или координируют их по тем или иным резонансным делам. Это законно или нет? Его же замы падают с вертолетов в тайгу, стимулируя бодрый ход строительства ВСТО. Это законно или доблестные сотрудники «Транснефти» могут запихнуть их обратно в вертолет и отправить в Москву, даже не накормив?

Речь не идет о том, что это практика появилась в администрации президента Медведева. Наоборот. Все эти черты появились еще при Ельцине, но апогея достигли при предшественнике нынешнего президента, при Владимире Путине. И именно во времена его правления Кремль так развязал себе руки, что по сию пору не может остановиться. Но ведь если мы все правильно понимаем, именно борьба с правовым беспределом стоит в центре повестки первой каденции Медведева. А речь о перекладывании ответственности на предшественника пока не идет. Значит, в 2010 году такая администрация — президентская головная боль.

В ближайшее время президент будет вынужден произнести свое третье по счету послание Федеральному собранию. Именно вынужден, потому что по уму с ним следовало бы подождать до начала следующего года: тяжелейший 2010-й уничтожил почти все возможности обратиться к позитивной обновленческой риторике. А еще потому, что контраст между тезисами о власти закона, которые любит Медведев, и реальностью сегодня особенно заметен.

Не претендуя на право давать советы, замечу лишь одно. Уже третий год Медведев не может или не хочет подписать новое положение о своей администрации. Старое положение как бы действует, но не соответствует действительности даже по формальным признакам: замов больше, появились новые самостоятельные должности и новые управления. Уже третий год в администрации ходят разговоры о реформе, которая давно назрела: очевидна, например, необходимость разделить функции политического менеджмента и управления развитием регионов.

 

И что важнее всего, уже третий год президент-юрист опирается на существующий при нем орган власти, практика работы которого находится вне правового поля РФ. Не описана в законах и инструкциях. Не публична и не попадает в сферу деятельности существующего, пусть и полудекоративного, общественного контроля. Разве не следует привести все это в нормальное правовое состояние? Разве не важно, наконец, описать, что и как именно чиновники Кремля могут или не могут делать?

С таким предложением, по идее, должны согласиться даже самые ревностные охранители. Речь не идет о революционных мерах, о покушении на порядок формирования губернаторского корпуса, о сотрясении основ. Речь идет лишь о том, что имеющиеся де-факто права и привилегии чиновников Кремля должны быть либо законодательно закреплены раз и навсегда, либо отменены и сданы в архив в обмен на четкие и понятные обществу должностные инструкции. Которые, к слову, надежно застрахуют Суркова, Громова или Чуйченко от обвинений в произволе или, не дай бог, потворстве политическому терроризму.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+