Значительная часть российского общественного мнения воспринимает КНР в качестве образца твердой политики по защите национальных интересов. В самом Китае дело обстоит ровно наоборот: собственное правительство ругают за слабость и вялость и призывают подражать крутизне и брутальности российского руководства.
Например, в разгар сентябрьского кризиса, вызванного столкновением китайского рыболовного судна с кораблями японской береговой охраны и последующим задержанием японцами китайского капитана, в китайских социальных сетях можно было видеть подобные картинки:
Текст вверху представляет собой обычный набор антияпонских ругательств с призывами к соотечественникам объединиться, бойкотировать японские товары и показать «японским чертям» почем фунт лиха. На фото злобного Путина написано «Попробуйте-ка долбануть мое рыболовное судно!»
Визит российского президента Дмитрия Медведева на остров Кунашир укрепил распространенное в Китае мнение о решительности высших российских лидеров, которые могут посещать спорные территории «наплевав на японцев». Визит широко освещался в китайских СМИ и получил положительные отклики в экспертном сообществе. Притом что в российско-японском территориальном споре КНР занимает нейтральную позицию, называя его двусторонней проблемой. Эта позиция была подтверждена и сделанным во вторник заявлением представителя МИД КНР. На китайских картах и в сообщениях официальных СМИ Южные Курилы обозначаются как «занятые», либо «контролируемые» Россией без уточнения их принадлежности. РФ также не вмешивается в вопросы принадлежности островов Сенкаку.
Визит российского президента на Курилы состоялся вскоре после обострения японо-китайского территориального спора вокруг островов Сенкаку, поездки Медведева в КНР и подписания российско-китайской декларации по вопросам истории Второй мировой войны. Учитывая контекст, он, скорее всего, воспринимается японской стороной как проявление российско-китайского взаимодействия по вопросам территориальных споров с Японией. С этим, вероятно, и связана крайне резкая и неожиданная для Москвы реакция японского правительства на визит Медведева. Укрепление российско-китайского взаимодействия в военно-политической сфере для Японии более неприятно, чем любые односторонние политические жесты со стороны РФ.
Российская сторона сейчас заинтересована в том, чтобы ограничить масштаб скандала. Сам визит российского президента на Южные Курилы не мог не состояться (причем в кратчайшие сроки) после того, как японский МИД в сентябре предупредил Россию о возможных негативных последствиях такой поездки. В противном случае был бы нанесен ущерб не только внешнеполитическим позициям России, но и авторитету Медведева внутри страны. Но этот вынужденный визит был подчеркнуто посвящен социально-экономическим вопросам развития региона и не сопровождался какими-то провокационными заявлениями. Россия стремится, насколько возможно, оставлять без ответа японские демарши: не отозвала посла и не исключает встречи Медведева и японского премьера Наото Кана в рамках саммита АТЭС в Иокогаме 13-14 ноября. Очевидно, что постепенно пойдет на спад и китайско-японский кризис из-за инцидента с китайским рыболовным судном в районе островов Сенкаку. В конце концов причинами обоих политических кризисов является совершенно одинаковый страх правительств трех стран выставить себя слабыми перед собственными народами.