Предложение мэра о переводе чиновников на работу с 8 утра неэффективно
У нового мэра Москвы Сергея Собянина много идей по борьбе с пробками (СМИ, например, уже насчитали с десяток), но все эти идеи затрагивают только дорожную инфраструктуру. А первая из этих идей и вовсе получилась непродуманной. С 1 ноября московские чиновники должны приезжать на работу к 8 часам утра (а не к 9, как это было раньше). По словам самого Собянина, пока это не жесткий регламент работы, а рекомендации, правда, через неделю он планирует закрепить этот режим.
Чем руководствовался мэр при принятии этого решения? «С учетом того, что мы передвигаем стрелки часов, как бы встаем на час позднее, это практически произойдет безболезненно, даже для физиологии граждан», — забота Собянина о здоровье подчиненных похвальна, но связь между физиологией и пробками для меня осталось непонятной. Наоборот, сложилось впечатление, что решение о переводе чиновников на новый график работы принималось просто по желанию («я так хочу»), без предварительного анализа дорожной ситуации. Выполним работу за московского мэра или его помощников и сделаем экспресс-анализ при помощи сервиса «Яндекс. Пробки»:
Понедельник (7:15 — 4 балла, 7:30, 7:45, 8:00 — 5 баллов; 8:15, 8:30, 8:45, 9:00 — 4 балла);
Вторник (7:15 — 4 балла, 7:30, 7:45, 8:00 — 5 баллов; 8:15, 8:30, 8:45 — 5 баллов, 9:00 — 4 балла);
Среда (7:15 — 4 балла, 7:30, 7:45, 8:00 — 5 баллов; 8:15, 8:30 — 5 баллов, 8:45, 9:00 — 4 балла) и т. д.
Естественно, этот анализ упрощен до минимума, но общая картина видна: ситуация на дорогах не улучшится (а может еще и ухудшится) от того, что 25 000 чиновников будут приезжать на работу не к 9, а к 8 утра. Можно назначить другое время — 7 часов утра, а лучше 6 часов (пробки оцениваются в 1 балл), вот только мы забываем о том, что 25 000 московских чиновников (не факт, что они все ездят на машинах) — это капля в море против миллионов автомобилей, ездящих ежедневно по столице.
А вот о миллионах водителей и нескольких тысячах гаишников, которые в идеале должны регулировать движение этих водителей, стоит поговорить. Если заниматься только дорожной инфраструктурой и парковками, как предлагает Собянин, ездить лучше не станет. Многие водители становились свидетелями ситуаций, когда быстро едешь на автомобиле по свободной дороге, потом упираешь в пробку и «ползешь» со скоростью пешехода, а затем также неожиданно пробка рассасывается. Кто виноват? Зачастую все упирается в плохо отрегулированный светофор, которым вручную управляют гаишники, вереницу поливальных или снегоуборочных машин или мелкую аварию, участники которой несколько часов ждут сотрудников ДПС и не двигаются с места. Не стоит забывать и о самих водителях, значительная часть которых не соблюдает ПДД: игнорирует разметку, предписывающие знаки и знаки приоритета. Возможно, стоит подумать о серьезном увеличении штрафов за нарушения, способствующие образованию пробок (выезд на перекресток при образовании затора, неправильная парковка и т. п.).
Особый вопрос — гаишники. В их неспособности работать, а не зарабатывать деньги, уже вряд ли кто-то сомневается. И, видимо, другого рецепта, кроме как разогнать весь состав, нет. Вопрос: что делать потом? Очевидно, что если нанять новых людей на тех же условиях, то они займутся все тем же зарабатыванием денег. Возможно, систему их поощрения следует привязать не к штрафам, выписываемым за неправильное движение по дороге, а к к уровням безопасности и количеству пробок на патрулируемых ими участка.
Дорожная проблема в Москве — комплексная, и решать ее надо комплексно, а получить в один момент сказку на дорогах, действуя по принципу «по-моему хотению» (на работу к 8 утра, запретим парковаться и т. п.), не получится.