К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему нельзя сомкнуть ряды, чтобы победить пробки

Почему нельзя сомкнуть ряды, чтобы победить пробки
Министр транспорта предлагает изменить дорожную разметку. Но резерва, обнаруженного Игорем Левитиным, не существует в природе

Автор — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

В политическую повестку время от времени попадают темы, которые считались до поры сугубо техническими и малоподходящими для публичных дискуссий.

На прошлой неделе высшее начальство заговорило о необходимости пересмотра традиционного отечественного стандарта, определяющего ширину одной полосы движения. Министр транспорта Левитин, выступая на совещании у президента России, сообщил о том, что сокращение ширины полосы движения с действующего нормативного значения 3,75 м до 3,3-3,5 м позволит выкроить одну или две дополнительных полосы для общественного транспорта.

 

Каждое слово в этом смелом суждении нуждается в комментариях.

Начнем с того, что геометрические параметры полосы движения (также как и геометрии футбольных полей) исходно задавались в футах. 12-футовый (3,66 м) стандарт принят, к примеру, для американских межштатных хайвэев; для городских улиц там же в США рекомендуется стандарт в 11 футов (3,35 м), для местных проездов допускается еще меньшая ширина в 9-10 футов (2,75-3,05 м). В зарубежных инженерных руководствах обращается внимание на тот факт, что везде, где позволяют возможности землеотвода и рельефа, лучше пользоваться максимальным 12-футовым стандартом. Избыточные капитальные затраты с лихвой окупаются за счет экономии на последующих ремонтах покрытия: считается, что на широкой полосе нагрузка распределяется более равномерно. Также считается, что при наличии в составе трафика значительной доли грузовиков и автобусов крайне желательно соблюдение 12-футового стандарта, особенно в городских условиях, где 40-футовые (12-метровые) транспортные средства могут запросто не вписаться в габарит узкой полосы при поворотах на 90 градусов. Да и во всех случаях 12-футовый стандарт обеспечивает более безопасные и комфортные условия движения.

 

В России (так же как и в ряде стран континентальной Европы) футовые стандарты были округлены до четверти метра. Так 12-футовый стандарт превратились в 3,75-метровый.

В рамках отечественного СНиП 2.07.01-89 (он был переутвержден в 1993 году) 3,75-метровый стандарт предусмотрен исключительно для магистральных дорог скоростного движения, а также магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением. В Москве к этим высшим категориям можно отнести (да и то с определенной натяжкой!) МКАД, ТТК, а также некоторые участки реконструированных в последние годы радиальных магистралей. Для магистральных улиц общегородского значения с регулируемым движением (то есть многополосных улиц со светофорами на перекрестках) отечественный стандарт составляет 3,5 м; именно на таких улицах проложена в основном действующая сеть маршрутов общественного транспорта. Для улиц в жилой застройке с расчетной скоростью в 30-40 км/час допускается ширина полосы движения 3,0 м, а для местных проездов и вовсе 2,75 м. Понятное дело, что автобусы и троллейбусы по таким улицам и проездам не ходят.

Где и как можно выкроить одну дополнительную полосу для общественного транспорта в рамках начинания, предлагаемого министром?

 

На многих главных улицах, а также на мостах и в тоннелях ширина полосы движения принята в Москве по максимуму — 3,75 м. Здесь переход на рискованно жесткий стандарт 3,3 м дал бы нам экономию в 0,45 м. (Там, где полосы исходно размечены по стандарту 3,5 м, экономия составит всего-то 0,2 м.)

Так что даже в самом лучшем случае для «выкраивания» одной дополнительной полосы нам понадобится «обузить» 8 (!!) полос движения в одном направлении. (Обращаю внимание любителей арифметики, что 0,45*N < 3,3 для всех N <8.)

Москва наша велика и обильна; на ее карте в принципе можно обнаружить даже искомые 16-полосные (по 8 в каждом направлении) участки улично-дорожной сети. Увы, их совсем мало. Они есть, к примеру, на Смоленском и Зубовском бульварах. Но и здесь нас ждет неустранимая проблема: эти просторные фрагменты уличной сети упираются в 6-полосный тоннель под Новым Арбатом (слева) и в Крымский мост, имеющий те же 6 полос движения (справа). Так что, идею министра о выделении одной дополнительной полосы за счет сужения нескольких соседних мы не сумеем воплотить в жизнь даже в этих исключительных случаях.

«Вообще это, конечно, интересное начинание, — заметил по аналогичному поводу герой Фазиля Искандера, — но только не для нашего климата».

Добавим от себя, что это «интересное начинание» абсолютно несостоятельно при любом «климате»! Во всех городах и на всех хайвэях, где имеются обособленные полосы  «ONLY BUS» (или «BUS&TAXI», или «BUS&HOV»), их приходилось создавать либо за счет ущемления прочих участников дорожного движения, либо за счет реконструкции дорожной сети. Увы, дарового и безобидного для автомобилистов резерва, на который рассчитывал министр, просто не существует в природе.

 

Автор — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+