Для многих инвесторов стала неожиданной появившаяся на днях информация о том, что отныне у них есть свой защитник и представитель интересов — т. н. «инвестиционный омбудсмен». Им стал Игорь Шувалов. Что характерно, соответствующее распоряжение Владимир Путин подписал еще 2 августа, однако широкий анонс этому событию был сделан только в рамках встречи с иностранными инвесторами.
Сразу же возникает несколько вопросов: во-первых, так ли уж нужен инвесторам свой омбудсмен, во-вторых, какие у него полномочия, и в-третьих, будет ли его деятельность эффективной?
Должность омбудсмена в массовом сознании прочно связана с защитой прав граждан. Тех, кто сам это сделать не в состоянии. И здесь сразу же вспоминаются и Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, и Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов. Даже такая фигура, как финансовый омбудсмен — им сейчас является Павел Медведев, — прежде всего призвана разбирать споры между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами. То есть опять-таки большую роль играет социальный фактор.
Ну а что же инвесторы? Разве им тоже требуется какая-то особенная защита? Ведь это не бабушка-пенсионерка, не знающая законов и пытающаяся хоть как-то отстоять свои права. Неужели крупные транснациональные компании, которые в состоянии нанять лучших юристов не то что страны, мира(!), вынуждены просить помощи у государства?
Для начала давайте вообще разберемся, кого же считать инвестором.
В распоряжении председателя правительства об инвесторах говорится в общих чертах. Однако к ним мы можем отнести и иностранный пенсионный фонд, купивший акции российской компании, и среднестатистического гражданина, вложившего свои деньги в ПИФы. Неужели имелись в виду все категории инвесторов? Несмотря на возможность весьма широкой трактовки рассматриваемого термина, все же рискну предположить, что в правительстве имели в виду крупных отечественных и иностранных инвесторов. Прежде всего тех, кто готов вкладывать свои средства в установление контроля над отечественными компаниями, строить дома и дороги и активно играть на фондовом рынке.
Именно такие инвесторы нуждаются в своем представителе, ведь все они являются предпринимателями и часто сталкиваются и с произволом или непониманием сотрудников государственного аппарата, и с несовершенством законов. Вряд ли им требуется оказание юридической помощи, зачастую они даже сами не заинтересованы в судебной огласке — большие деньги любят тишину. Но в то же время крупные инвесторы стремятся к тому, чтобы их позиция была услышана и воспринята во властных структурах. Особенно в этом заинтересованы иностранные компании, которые зачастую исключены из системы внутренних связей в России. Они не являются членами ни общественных организаций, ни политических партий, ни, тем более, неформальных кругов. Таким образом, как крупным отечественным, так и иностранным инвесторам необходима поддержка инвестиционного омбудсмена.
Теперь давайте обратимся к полномочиям изучаемой фигуры. Было бы наивно полагать, что одним лишь распоряжением можно регламентировать деятельность инвестиционного омбудсмена. Ведь за скупыми строчками сложно понять задачи, стоящие перед омбудсменом, его права и обязанности и прочие детали на которых базируется любой государственный орган. В связи с тем, что до настоящего времени детального правового акта, регламентирующего деятельность инвестиционного омбудсмена так и не появилось, можно сделать вывод о том, что это просто-напросто никому не нужно. Очевидно, работа по взаимодействию с инвесторами будет вестись в рамках уже существующих полномочий господина Шувалова как члена правительства.
Кстати, в самом распоряжении Игоря Шувалова ни разу не обозначают как «инвестиционного омбудсмена». А это значит, нет новой должности, нет и дополнительных полномочий. В тексте документа всего лишь отмечается обязанность высокопоставленного чиновника «обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов, а также организацию подготовки проектов соответствующих решений правительства Российской Федерации».
Итак, подходим к третьему вопросу — об эффективности. Юридически новая должность в правительстве не появилась, нормативный акт, регламентирующий координацию инвестиционной деятельности, тоже не принят. В такой ситуации оценить деятельность новоиспеченного омбудсмена будет довольно проблематично. Кто-то из инвесторов может говорить об успехе, а кто-то, наоборот, о неудаче. Остается только надеяться, что Игорь Шувалов сможет наладить взаимодействие с инвесторами и будет эффективно координировать деятельность министерств и ведомств.
Однако история с появлением инвестиционного омбудсмена заставила задуматься о том, необходимо ли в России появление специального поста уполномоченного по правам предпринимателей.
На мой взгляд, появление такой должности могло бы помочь отечественным предпринимателям. Сейчас я имею в виду не представителей крупного бизнеса, а именно владельцев небольших и средних предприятий. Важный аспект: омбудсмен обязательно должен входить в систему органов государственной власти. К сожалению, это российские реалии: чиновники плохо воспринимают представителя общественной организации.
Ну а теперь вкратце о тех вопросах, которые мог бы решать предпринимательский омбудсмен.
Прежде всего, он должен выявлять случаи нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности. Это широчайший спектр вопросов, начиная с незаконных арестов и заканчивая случаями принятия неоднозначных нормативных актов в сфере предпринимательской деятельности.
Разумеется, омбудсмен должен обладать правом обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления с требованием устранения выявленных нарушений прав предпринимателей.
Важное направление деятельности омбудсмена могло бы заключаться в разработке проектов нормативных актов, затрагивающих сферу интересов предпринимателей и направление и лоббирование их у субъектов законодательной инициативы (президент, правительство, депутаты ГД и т. п.).
Ну и конечно же, куда в современных условиях без посреднических, примирительных функций при разрешении споров между предпринимателями, а также предпринимателями и органами государственной власти.
Пока создание уполномоченного по правам предпринимателей остается лишь в планах. Но кто знает, может быть, стоит начать с инвестиционного омбудсмена, выслушивающего крупный и иностранный бизнес, а уже потом перейти и на остальных бизнесменов. Предприниматели, конечно, не дети, но им тоже нужна поддержка и защита.