В нынешнем убогом политическом положении спросить с глав регионов нечего
Готовность Дмитрия Медведева внести еще одну поправку в конституцию, введя в нее статью о статусе Госсовета, дает не самый оптимистичный сигнал о нынешнем положении губернаторского корпуса в России. По сути Кремль признал, что реальный статус глав регионов в нынешней политической системе не слишком высок — то есть настолько невысок, что для нормальной работы губернаторов им требуется некий статусный «домкрат». Таковым, очевидно, и станет состоящий из губернаторов Госсовет, если его сделают конституционным органом. Собственно, в подобной манипуляции и невозможно увидеть другого смысла, кроме как формальное укрепление положения глав регионов.
Маятник качнулся в эту приятную для губернаторов сторону впервые с начала нулевых. Само создание Госсовета, напомню, в 2004 году рассматривалось как компенсация губернаторам за отмену их выборности, то есть за потерю ресурса в виде голосов населения. Предполагаемое же теперь повышение статуса губернаторов очень трудно считать компенсацией за что-либо: ведь сейчас у них ничего нового не отбирают, да и, в общем, нечего давно уже отбирать. Сегодняшняя идея Медведева по форме больше напоминает оставление позиции, отвоеванной федеральным центром еще в добесланскую пору, в начале первого президентства Путина, когда губернаторов лишили кресел в Совете Федерации, то есть запретили им ex officio быть политиками федерального уровня. Теперь, получается, через конституционную поправку может быть воссоздано некое подобие губернаторского «сената».
Только воссоздается «сенат» уже вне логики борьбы центра с губернаторами, борьбы давным-давно выигранной. Та логика, в которой принужден сейчас действовать Медведев, вообще, скорее всего, не подразумевает губернаторов как некую самостоятельную сторону борьбы. Они скорее объект борьбы высших сил. Или не самых высших. Нынешняя партийная процедура выдвижения кандидатов в губернаторы уже не первый раз выводит наверх протеже единороссовских функционеров даже не федерального, а следующего за ним межрегионального уровня. А если за пост главы региона разворачивается серьезная борьба, как, например, в Калининградской области или на полгода раньше в Дагестане, это борьба тех же партийцев, полпредских чиновников, в лучшем случае олигархов. Руководители республик и областей, обязанные таким «промоутерам», видимо, просто психологически не могут совершить рывок и стать заметными фигурами на федеральном небосклоне. Симптом этого — крайне низкая упоминаемость в федеральных СМИ губернаторов, пришедших недавно на смену ветеранам в самых экономически мощных, «донорских» регионах.
Наверное, федеральному центру с этим спокойно можно было бы жить, если бы не продолжающиеся природные и техногенные катаклизмы. Каждый очередной опыт подтверждает, что в борьбе с ними и в предотвращении общего инфраструктурного раздрая без губернаторов, то есть одним МЧС и силовиками, не обойтись. А всерьез спросить с губернаторов в их нынешнем убогом политическом положении тоже непросто. Это противоречие, видимо, и попытаются сгладить новой конституционной поправкой.
Глав регионов, которым не потребуется медведевский «домкрат», осталось крайне мало. Это в основном президенты нескольких республик Поволжья и Кавказа. Но с ними совсем другая история.