Центр управляет регионами все хуже: пора в корне изменить всю систему
Политический вектор последних десяти лет направлен в сторону централизации полномочий. Через федеральный бюджет перераспределяется 70% средств консолидированного бюджета страны. Примерно такая же доля государственных вопросов решается только на федеральном уровне. Эта ситуация не выгодна никому: ни регионам, которые лишены энергии для саморазвития, ни правительству, у которого не хватает менеджерской мощности для управления страной. Перегруженный чужой работой федеральный центр не в состоянии решать даже тот минимум задач, которые он решать обязан — на то, чтобы привести в порядок суды, правоохранительные органы, федеральные трассы и пенсионную систему, не остается ни времени, ни сил.
Необходимость децентрализации стала еще яснее во время кризиса, когда сверхвысокая централизация не позволила проводить осмысленную антикризисную политику. Регионы оказались неспособными помочь себе самостоятельно в силу отсутствия полномочий. Они также не могли получить помощь из центра в силу перегруженности конкретных государственных менеджеров, которые могли только обрабатывать прямые приказы вышестоящего руководителя.
До кризиса вектор регионального развития задавался центром. Регионам предлагалось конкурировать за федеральные деньги. Теперь этих денег не стало, и руководителям на местах нужно искать другие, не федеральные источники развития. А их не найти без расширения полномочий.
Настало время провести реформу органов исполнительной власти, наделив муниципальный и региональный уровни полномочиями и деньгами, достаточными для самостоятельного развития. Средства консолидированного бюджета должны распределяться в пропорции: 40% федерация, 30% регионы, 30% муниципалитеты (сейчас, в среднем, 65% на 25% на 10% соответственно). Критерием успешности этой реформы должен стать простой показатель. Например, увеличение числа регионов — доноров федерального бюджета — с нынешних 10 до 35-40.
Чтобы реформа была успешной, придется вернуть выборность губернаторов, потому что почти все назначенные сверху или заметно хуже, или не лучше ранее выбранных. Кроме того, нужно будет ликвидировать федеральные округа как дорогостоящее лишнее звено в государственном управлении.
Одновременно нужно запустить федеральный инвестиционный проект модернизации крупных российских городов. Начать следует с обеспечения всех «миллионников» стратегиями и генпланами, сделанными с привлечением международных консорциумов стратегических консультантов и планировщиков. Этот проект должен финансироваться за счет федерального правительства, затраты — не менее $50 млн — не должны никого смущать. Благодаря этим расходам в крупных городах наконец возникнут адекватные аэропорты, транспортные системы, городская навигация и функциональное зонирование. На карте России появится наконец 15-20 действительно современных городов.
Одновременно с началом реформы в регионах следует провести широкое экспертное обсуждение тех полномочий и ресурсов, которые им необходимы для развития, сопроводив дискуссию созданием открытого портала. По итогам дискуссий создать концепцию федеративной реформы и проекты законодательных изменений.
Объявляя разворот на 180 градусов, федеральный центр фактически ничем не рискует. Ведь сейчас центр, обладая избыточным административным и финансовым ресурсом, в лучшем случае сидит на нем как собака на сене, а в худшем — принимает в отношении регионов решения, качество которых продолжает деградировать, хотя дальше уже вроде и некуда.
Автор — генеральный директор IRP Group, основатель Института региональной политики
1 сентября в 22:00 Булат Столяров обсудит эту тему в прямом эфире радио «Эхо Москвы» с ведущими программы «Послезавтра» — ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и Тоней Самсоновой.