Китайцы строят планы завоевания мировых рынков вооружений и ссорятся с Россией и Украиной
Доклад об успехах китайских экспортеров оружия и необходимых в связи с этим изменениях в российской системе торговли оружием, заказанный внешнеполитическим управлением администрации Дмитрия Медведева, обречен стать крайне влиятельным аналитическим трудом. Еще не определен даже исполнитель этой работы, но сам факт заказа получил широкий резонанс.
Например, в КНР новость о подготовке по заказу Кремля такого доклада стала сегодня одной из основных на крупнейшем китайском новостном портале Sina Подготовка доклада трактуется как свидетельство того, что «Россия беспокоится, что недорогое китайское оружие завоюет мировые рынки».
В последние годы китайцы испытывают упоение от своих успехов в военно-промышленной сфере и уверены, что уже способны вызывать трепет у конкурентов. В заявлениях китайских главных конструкторов повторяются хорошо знакомые россиянам фразы о том, что их изделия «не имеют аналогов» и вообще заставляют зарубежных конкурентов краснеть от стыда. Главный конструктор китайского танка тип 99 Чжу Юйшэн несколько месяцев назад заявил, выступая по телевидению, что реальными соперниками его машине являются только американский Abrams и немецкий Leopard 2A6, а все остальные и рядом не стояли.
Китайцы строят планы захвата мировых рынков вооружений и продукции двойного назначения. Например, вертолетостроительный холдинг в составе Китайской корпорации авиационной промышленности рассчитывает завоевать 15-20% мирового рынка вертолетов за 15-20 лет. Китайская компания авиации общего назначения рассчитывает захватить за примерно те же сроки до трети мирового рынка легкомоторных самолетов.
Естественно, что возросшая экспортная активность китайцев приводит к трениям с другими игроками на мировом оружейном рынке. Возможно, наиболее острый конфликт такого рода уже произошел не с Россией, а с Украиной.
Украинцы сорвали сделку по поставке в Перу партии китайских экспортных танков MBT-2000, запретив КНР реэкспорт используемых на этих танках украинских дизельных двигателей. Ранее MBT-2000 победил на перуанском тендере украинский танк «Оплот», и создатель «Оплота» ХБКМ им. Морозова, конечно, обратило внимание своего правительства на возникший конфликт интересов.
А в начале июля гендиректор «Сухого» и МИГа Михаил Погосян призвал прекратить экспорт в КНР российских авиационных двигателей РД-93, которые используются на китайских истребителях FC-1, также во избежание нежелательной конкуренции на мировых рынках.
Обе меры бьют в самое уязвимое место китайской промышленности. Китай пока что является не столько мировой фабрикой, сколько мировым сборочным цехом. Технически сложная продукция, военная или гражданская, которую КНР пытается продвигать на высококонкурентные рынки, как правило, включает в себя критически важные компоненты иностранного происхождения. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится, но это требует времени, скорее всего, немалого.
Пока же в самом амбициозном китайском авиационном проекте — авиалайнере C919 (должен впервые полететь в 2014 году) китайским является только планер, разработанный с участием иностранных инженеров. Все остальное, начиная с двигателей и кончая колесами шасси, будет ввозиться из-за рубежа либо собираться в Китае из иностранных компонентов по иностранным лицензиям. Что не мешает КНР выстраивать планы конкуренции с Boeing и Airbus.