В июньском номере очень уважаемого журнала «Вопросы экономики» опубликована статья Виктора Зубкова, первого вице-премьера правительства РФ. Называется «Роль государства в развитии лесного комплекса России».
Это произведение высокого стиля, способное перепахать кого угодно. В глаза сразу бросается некоторая вольность в обращении автора с цифрами. Так, например, бывший премьер-министр, а ныне первый вице-премьер в самом начале статьи недобрым словом поминает мировой финансово-экономический кризис, который и вызвал «неблагоприятную динамику последних лет». Рядом таблица с соответствующей динамикой, из которой вряд ли можно сделать столь прискорбные выводы. Ну да, заготовка древесины упала серьезно — с 207 млн куб. м в 2007-м до 159 млн куб. м в 2009-м, но это скорее связано с новыми пошлинами на необработанную древесину, нежели с кризисом. Потому что производство древесно-волокнистых плит, бумаги и картона, мебели и деревянных домов практически не изменилось. Более того — 23 июня этого года непосредственный начальник Зубкова Владимир Путин принимал доклад подчиненного Зубкова, руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Алексея Савинова, и лесной начальник с гордостью сообщил, что «индекс роста к прошлому году составляет где-то порядка 9%» (судя по всему, это в целом по отрасли) — цитирую по сайту премьера. Возможно, Виктор Зубков в момент написания своего труда не имел последних данных, что не комильфо для экономиста-публициста и как-то уж совсем неловко для первого вице-премьера. Хотелось откровений.
Впрочем, они как раз имеются в статье — и потрясают основы миропонимания. Первый вице-премьер опечален состоянием лесного хозяйства, обнажает язвы, вскрывает нарывы и костерит кого-то неведомого, кто мешает нам развиваться.
Оказывается:
— неэффективное использование лесных ресурсов объясняется высоким уровнем нелегального оборота древесины, поэтому предлагается, чтобы к 2020 году (sic! Через 10 лет!) у всей древесины добровольно появился бы сертификат, подтверждающий легальность происхождения, в том числе у закупаемой «для удовлетворения государственных нужд»;
— у нас слабо развита транспортная инфраструктура: нужно иметь 25-30 км дорог на 1000 га лесных земель, то есть в 20 раз больше, чем сейчас. Как этого достигнуть, автор не пишет. «Яндекс» сообщает: «В Австрии используется простой принцип: построил инвестор 3 км лесных дорог — государство компенсирует стоимость одного из них», так же устроено в Скандинавии;
— очень сильно сократилось у нас число НИИ в лесопромышленном комплексе, сейчас там работают 600 человек, тогда как «в начале 1990-х годов таких учреждений было в 5 раз больше, а научных сотрудников — в 50 раз»;
— есть еще большая проблема с восстановлением лесов и посадочными материалами, потому что «организация лесного семеноводства отнесена к полномочиям РФ, а его обеспечение — к полномочиям субъектов Федерации. При этом им переданы все соответствующие производственные мощности. Но лесные селекционные центры… ликвидированы без передачи их функций другим хозяйствующим структурам. Таким образом, прежняя система организации лесного семеноводства уже не функционирует, а новая еще находится в стадии формирования. В связи с этим возникает ряд проблем…»;
— есть еще проблема с платой за использование лесов, в которой сильно бывают заинтересованы местные власти. «При этом соответствующие ставки намного ниже рыночных и не отражают различий в качестве и местоположении лесных ресурсов. Меняются ставки редко: они индексируются законом о федеральном бюджете на очередной год с применением единого для всех регионов коэффициента. Такой механизм негибок и малоэффективен...»
Все время хочется спросить: уже поймали этих инопланетян, ликвидировали тех оккупантов, которые вот такое понаделали? Это ж надо — заставляли госструктуры покупать нелегальную древесину, увольняли инженеров, пустили семена на корм китайским сойкам, а уж каких ставок и коэффициентов напринимали для удобства гауляйтеров, так это вообще ни в какие ворота.
Но чу: у нас на подходе модернизация, ей, ясное дело, уделяется особое внимание в работе Виктора Зубкова. В России, как написано в его статье, реализуются 92 приоритетных инвестиционных проекта на сумму 463 млрд рублей с объемом перерабатываемого сырья 75 млн куб. м, в 2009 году началась реализация 43 приоритетных инвестпроектов. Хорошее дело. Только считал ли кто, сколько нам нужно? Для внутреннего потребления столько точно не нужно (650 млн куб. м ежегодного прироста древесины в России остается невостребованными), а на внешнем рынке — пожалуйста, есть латиноамериканская целлюлоза, которая давно обогнала всех по цене и качеству. Деньги, вложенные в ЦБК, — это просто вложенные деньги, так сказать освоенные, никто ж не сказал, что именно нам нужно строить. А нам нужно производить не бумагу, а биотопливо, потому что спрос на топливные гранулы пока ничем и никем не ограничен: Европа сейчас потребляет 8 млн т биотоплива, а к 2020 году намерена потреблять 100 млн т, Китай — сейчас 4,6 млн т, хочет — 54 млн т в год. Во всем мире электростанции переходят на биомассу, а в России почти 40 000 котельных стоят рядом с перестойными лесами. А тарифы на тепло и электроэнергию растут с каждым годом, если не сказать месяцем. Похоже, мир устраивает модернизацию с биотопливом, но автор деликатно обходит ее стороной.
Ну, одно свершение у нас есть: заградительные пошлины на вывоз кругляка. Именно они, скорее всего, и подпортили статистику, которой оперирует первый вице-премьер. Мелкие и средние предприятия прекратили поставлять необработанную древесину и просто закрылись. А что крупные? Вот лично сам первый вице жалуется на нелегальные поставки, в том числе на экспорт. При этом США, например, остаются одним из крупнейших мировых экспортеров кругляка и прекрасно себя в связи с этим чувствуют. Впрочем, конечно, не только в связи с этим.
Виктор Зубков у нас занимает разные ответственные посты на госслужбе с 1991 года, а с 2004 года работает в правительстве РФ. Возможно, это какое-то параллельное правительство.
Есть у нас на самой вершине власти ведущий специалист по лесному комплексу, это президент РФ Дмитрий Медведев. Согласно официальной биографии, он еще в 1993 году начал работать директором по юридическим вопросам в лесопромышленном СП «Илим Палп Энтерпрайз» и трудился там целую пятилетку. Как видно из его дальнейшей карьеры, работал отлично. Когда читаешь статью Виктора Зубкова, образ президента невольно встает перед глазами — ведь произведение первого вице называется «Роль государства…». Неудобно как-то получается.
P. S. Откопала в интернете учебник «Лесное хозяйство СССР за 50 лет». Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР. М., изд-во «Лесная промышленность», 1967. Зачиталась. Прямо хоть сейчас программу пиши «Роль государства в развитии…», не помешает. Да и стиль такой узнаваемый.
Автор — редактор Forbes